Споры компаний с налоговиками о начислении налогов в результате использования схем дробления случаются все чаще. ИФНС пользуются отсутствием законодательно установленной базы и опираются на собственные представления о том, что считать дроблением, пытаясь доначислять налоги при каждом удобном случае. Однако в последнее время наметилась тенденция к исправлению ситуации: власти возьмут ее под контроль и урегулируют на законодательном уровне. О том, чего стоит ждать предпринимателям, изложено в статье.
Дробление бизнеса: законная оптимизация или налоговое преступление
В деле о применении схем дробления важна правильная квалификация совершенных предпринимателями операций. Сама по себе оптимизация производственных процессов законом не запрещена.
Возможность достижения того же экономического результата с меньшей налоговой выгодой не служит основанием для признания налоговой выгоды необоснованной, если эта налоговая экономия была получена при осуществлении реальных хозяйственных операций.
Участники предпринимательской деятельности (в том числе взаимозависимые лица) вправе принимать различные решения о развитии своего бизнеса и направлениях такого генезиса.
Арбитры отмечают, что налоговики не вправе решать за бизнесменов, каким именно образом им структурировать производственные процессы или распоряжаться активами.
Суды выработали подходы, которые на практике помогают бизнесменам избавиться от излишних претензий инспекторов.
Постановлением Президиума ВАС РФ от 09.04.2013 № 15570/12 определен ряд критериев, по которым должно осуществляться отграничение законной оптимизации бизнеса от дробления в целях получения необоснованной налоговой выгоды. В их число входит:
а) самостоятельность ведения деятельности компаниями;
б) включение различных видов деятельности в единый производственный процесс;
в) направленность различных видов деятельности на достижение общего экономического результата;
г) реальная хозяйственная и экономическая самостоятельность каждого из предпринимателей, включенных в общую цепочку.
Суды отмечают, что выявление фактов взаимозависимости налогоплательщика и его контрагентов, подконтрольности нескольких контрагентов одному лицу не может являться основанием для консолидации их доходов и, соответственно, не свидетельствует о наличии достаточных оснований для вывода о создании схемы искусственного разделения, если каждый из налогоплательщиков самостоятельно ведет свой бизнес и платит налоги, к нему относящиеся (постановления Арбитражных судов Поволжского округа от 16.11.2023 № Ф06-10083/2023, Северо-Западного округа от 16.02.2023 № Ф07-79/2023).
Под дроблением бизнеса понимается факт снижения налогоплательщиками своих налоговых обязательств путем создания искусственной ситуации, при которой видимость действий нескольких лиц прикрывает фактическую деятельность одного налогоплательщика.
Основанием для признания налоговой выгоды необоснованной является выявление экономии, полученной в результате злоупотреблений со стороны главного «схемотехника».
Суть схем разделения всегда сводится к перераспределению выручки так, чтобы основная сумма приходилась на предпринимателей, которые применяют УСН или ПСН. Поскольку именно использование таких режимов позволяет уплачивать налоги по более низким ставкам.
В этом случае бизнес перераспределяется между несколькими юрлицами, каждое из которых призвано помочь организатору соблюдать критерии, установленные для работы на УСН, — прежде всего лимитов по доходам.
В итоге, применив метод дробления, компания получает налоговую выгоду в виде разницы между суммой налогов по общей системе налогообложения, которую пришлось бы заплатить, если не использовалось бы разделение, и платежами по спецрежимам.
Налоговики анализируют следующие обстоятельства:
- происходит ли распределение доходов от реализации товаров (работ, услуг) между несколькими лицами, которыми прикрывалась фактическая деятельность одной компании;
- организованы ли формальные взаимоотношения лица, применяющего ОСН, с зависимыми лицами, находящимися на специальном налоговом режиме, с целью вывода из-под налогообложения доходов, полученных от производства или реализации товаров (работ, услуг).
То есть предпринимателям нужно избегать совершения действий, которые направлены не столько на разделение бизнеса, сколько на получение в результате такой схемы необоснованной налоговой выгоды путем уменьшения соответствующей налоговой обязанности или уклонения от ее исполнения.
В случае признания действий предпринимателей неправомерными налоговики консолидируют общие доходы участников схемы и исчисляют налоги по общей системе налогообложения ее организатору.
Совокупность обстоятельств, свидетельствующих о применении незаконной оптимизации бизнеса, включает такие признаки, как:
- все юрлица или ИП, участвующие в цепочке, становятся выгодоприобретателями;
- все взаимосвязанные лица ведут бизнес в аналогичной сфере деятельности;
- показатели деятельности (численность персонала, занимаемая площадь, размер получаемого дохода) близки к установленным лимитам, при достижении которых утрачивается право на применение спецрежима;
- госрегистрация юрлиц произошла непосредственно перед организацией схемы;
- взаимосвязанные лица осуществляют затраты друг за друга;
- взаимозависимость лиц носит прямой или косвенный характер. Она основана, к примеру, на родственных связях, служебном контроле, участии в органах управления;
- у подконтрольных лиц нет собственных основных и оборотных средств, кадровых ресурсов;
- происходит формальное перераспределение обязанностей персонала без изменения должностных полномочий;
- используются одни и те же бренды, вывески, сайты, склады, офисы, банки, ККТ, т.п.;
- бухучет и кадровое делопроизводство взаимозависимых лиц осуществляют одни и те же лица;
- представление интересов по взаимоотношениям с госорганами и иными контрагентами осуществляется одними и теми же лицами;
- используется единая схема логистики;
- единственным поставщиком или покупателем для одного участника цепочки может являться другой ее участник, либо поставщики и покупатели у всех взаимозависимых лиц являются общими;
- данные бухучета организатора с учетом вновь созданных юрлиц указывают на снижение рентабельности производства и прибыли;
- распределение между участниками цепочки поставщиков и покупателей происходит исходя из применяемой ими системы налогообложения.
Если налоговики подозревают, что в действиях определенной группы субъектов имеются признаки упомянутого распределения средств, имущества и персонала, начинается полный и объективный анализ деятельности всех предполагаемых участников на предмет наличия в них признаков получения необоснованной налоговой выгоды.
Налоговая амнистия: послание президента — 2024
ФНС соглашается, что на практике существует множество способов налоговой оптимизации. В связи с этим до недавнего времени представители ведомства отмечали, что в НК невозможно перечислить все признаки, свидетельствующие о фактах злоупотребления, по которым можно было бы установить, что является «дроблением бизнеса» (письмо ФНС РФ 09.11.2023 № 03-02-07/107221).
Однако ситуация изменилась после того, как эту проблему озвучил Президент РФ в послании Федеральному собранию.
Проблема состоит в том, что государство само подталкивает бизнес к разделению. Бизнесу невыгодно набирать обороты, так как налоговые платежи при переходе с упрощенного на общий налоговый режим возрастают. В связи с этим кабмину до июля 2024 года было поручено разработать:
- критерии амнистии для небольших компаний, которые при росте бизнеса были вынуждены использовать налоговую оптимизацию;
- механизм «плавного увеличения налоговой нагрузки» для компаний, которые переходят с упрощенки на общий порядок налогообложения.
В последнем случае пока неясно, каковы будут параметры проектируемого механизма.
Возможно, появится новый переходящий режим льготного налогообложения для предпринимателей, которые переросли упрощенку и делают шаг в сторону укрупнения. Но возможны и иные варианты: предоставят отдельные льготы в рамках ОСН, введут прогрессивную шкалу налога на прибыль, освободят от НДС по аналогии с общепитом.
Как будет проходить амнистия дробления
Глава государства анонсировал амнистию для компаний, которые в качестве методов оптимизации использовали схему искусственного разделения.
Как пройдет амнистия, пока не ясно, никакого законопроекта об этом пока не появилось. Однако, судя по последним новостям, нужный механизм будет создан уже к маю 2024 года.
Предполагается, что амнистия коснется некрупного бизнеса. Скорее всего, имеются в виду компании малого и среднего бизнеса, отвечающие следующим характеристикам:
- средние предприятия с доходностью не выше 2 млрд рублей от и численностью персонала от 101 до 250 человек;
- малые предприятия с выручкой до 800 млн рублей и количеством сотрудников не больше 100 человек.
В 2024 году для законной работы на УСН установлены лимиты по доходам:
- 199,35 млн рублей — на УСН с обычной ставкой;
- 265,8 млн рублей — на УСН с повышенной ставкой.
Получается, что применять УСН могут лишь некоторые малые предприятия и представители микробизнеса. Остальные же компании должны работать на ОСН.
Что делать компаниям сейчас
Цель амнистии — помочь компаниям перейти к работе в белую. Наказывать ретроспективно за допущенные нарушения не будут. Никаких штрафов и санкций быть не должно. Предпринимателям, отказавшимся от схем, спишут налоги за предыдущее время.
Это означает, что теоретически компании смогут избежать ответственности за совершение таких деяний, как:
- непредставление налоговой декларации (ст. 119 НК РФ);
- неуплата или неполна уплата сумм налога (ст. 122 НК РФ);
- уклонение организации от уплаты налогов (ст. 199 УК РФ);
- уклонение ИП от уплаты налогов (ст. 198 УК РФ).
Вместе с тем отметим, что хотя это и не озвучивается, но есть риски увеличения количества выездных проверок бизнеса.
Дело в том, что в ходе исполнения поручения президента налоговики должны выявить схемы незаконной оптимизации. Поэтому, чтобы определить потенциальное количество амнистируемых предпринимателей, понадобится вначале зафиксировать факты нарушений. А чтобы установить критерии амнистии, понадобится выявить типовые признаки незаконных операций.
В связи с этим компаниям заранее следует подготовиться к проверкам и проанализировать возможные риски использования такого метода «оптимизации», как дробление.