Дело живет: «смертность бизнеса» снизилась до минимума с 2012 года

Дело живет: «смертность бизнеса» снизилась до минимума с 2012 года

В России «смертность бизнеса» сократилась до рекордно низких значений за 12 лет, выяснили «Известия». По данным ФНС, с января по ноябрь 2024-го свою деятельность прекратили 185 тыс. юрлиц. При этом новых открылось 198 тыс. (а это уже минимум с пандемийного 2020-го). Компании адаптировались к новым условиям, занимая ниши после ухода иностранцев и инвестируя в замещение импорта. Кроме того, власти практически избавились от фирм-однодневок. Но вместе с тем при высокой ключевой всё сложнее открыть новое дело. Сколько в среднем живут предприятия в стране и что это значит для экономики — в материале «Известий».

Как ликвидируют юрлица в России

За десять месяцев 2024-го в России прекратили деятельность 185,6 тыс. юридических лиц. Это рекордно низкий показатель за январь – ноябрь как минимум с 2012-го (ранее данные за аналогичный период не приводятся), подсчитали «Известия» на основе статистики ФНС. Редакция направила запрос в налоговую службу и Минэк. По сравнению с прошлым годом число закрытий снизилось на 10%.

При этом за тот же период в стране зарегистрировалось 198,7 тыс. новых компаний — минимум с пандемийного 2020-го. В 2023-м за январь – ноябрь открылось на 8% больше юрлиц.

Вместе с тем, по данным налоговой службы, только в последние два года «рождаемость» предприятий впервые с 2015-го превысила их «смертность». В 2023-м — на 6 тыс., в 2024-м — на 13 тыс. Всего же на ноябрь 2024-го в России работает 3,2 млн юрлиц.

По статистике ФНС, большинство предприятий (78%) в этом году ликвидировали, просто исключив их из Единого госреестра юрлиц (ЕГРЮЛ) по решению налоговой (а не из-за банкротства или реорганизации), отметил научный сотрудник центра Россия – ОЭСР ИПЭИ Президентской академии Иван Ермохин. Основные причины — предоставление бизнесом недостоверных сведений в органы или признание организации недействующей, добавил он.

Таким образом сокращение числа закрытых компаний во многом связано с тем, что реестр очистили от фирм-однодневок — их стали эффективнее выявлять с помощью цифровых систем анализа, отметил аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов.

— Сейчас ведется активная работа над тем, чтобы фиктивных предприятий становилось всё меньше. Как правило, фирмы-однодневки используются для отмывания денег, уклонения от уплаты налогов и хищения средств, — объяснил доцент экономического факультета РУДН Андрей Гиринский.

Еще 15 лет назад доля фирм-однодневок была более 40%, напомнил руководитель управления корпоративных финансов ФГ «Финам» Алексей Курасов. С учетом последних изменений, связанных с налоговой амнистией из-за дробления бизнеса, количество таких компаний может упасть ниже 1%, ожидает эксперт.

Почему закрывать бизнес становится невыгодным

По данным ФНС, оставшиеся 22% компаний ликвидировали в связи с банкротством, реорганизацией или закрытием по собственному решению юрлица. Как отметил Алексей Курасов из «Финама», снижение «смертности бизнеса» в России также объясняется тем, что вести его в нашей стране сейчас выгодно.

Здесь снизилась конкуренция, поскольку многие иностранные предприятия ушли из России и освободили целые ниши, пояснил эксперт. Кроме того, из-за высокой инфляции фирмы могут поднимать стоимость конечной продукции.

Кроме того, в последние годы государство активно поддерживает малый и средний бизнес, а также производственные и IT-предприятия в связи с необходимостью снизить зависимость от импорта, добавил основатель Anderida Financial Group Алексей Тараповский.

С другой стороны, в России сейчас рекордно высокая ключевая ставка — 21%. Это затрудняет инвестиции бизнеса в свое развитие.

— Наравне с этим открылись дополнительные возможности по новым формам финансирования — такие как IPO, цифровые финансовые активы. Кроме того, всё чаще можно более выгодно продать доли в предприятии, нежели ликвидировать его, — отметил кандидат экономических наук Андрей Бархота.

Косвенно превышение «рождаемости» бизнеса над его «смертностью» отражает, что бизнес адаптировался к санкциям, высоким процентным ставкам и ограничениям совокупного спроса, полагает эксперт.

Вместе с тем растет и срок жизни юрлиц. В России он составляет в среднем девять лет, поделился завкафедрой предпринимательства и логистики РЭУ им. Г.В. Плеханова Дмитрий Завьялов. Он напомнил: одна из целей нового нацпроекта «Эффективная и конкурентная экономика» — увеличение этого показателя до 13.

Сейчас в России чаще всего закрываются строительные предприятия и компании-импортеры, оценил Владимир Чернов из Freedom Finance Global. Первые, по его словам, — из-за снижения спроса, вторые — из-за санкционных ограничений на расчеты и поставки. Открываются же по большей части юрлица в сфере электронной коммерции, ритейла, IT и логистики на фоне возросшего спроса, добавил эксперт.

При этом общее число регистраций новых юрлиц невелико из-за высокой ключевой, продолжил эксперт. Он пояснил: при двузначных ставках кредитов рентабельность бизнеса стремится к нулю, поэтому открывать дело без начального капитала в нынешних условиях совсем не выгодно.

Кроме того, по его словам, всё больше некрупных предприятий перетекают в ИП, для которых действует более мягкое законодательство и налогообложение. А с увеличением корпоративного налога такая тенденция может продолжиться. Еще один фактор, как отметил Алексей Курасов из «Финама», — кадровый голод, из-за которого всё сложнее набрать сотрудников в новое дело.