Как тратить меньше и зарабатывать больше: составляем бюджет для бизнеса

Как тратить меньше и зарабатывать больше: составляем бюджет для бизнеса

Общаясь с бизнесменами‚ мы заметили: на составление бюджета у начинающего предпринимателя часто не хватает навыков. Обсудим‚ как легко составить бюджет и правильно оценить‚ сколько и на что потребуется денег.

Зачем бизнесу бюджетный план

Оценить и сопоставить расходы и доходы — важный шаг, который помогает предпринимателям определить, есть ли у них деньги на финансирование бизнеса, его расширение и рост личного дохода.

Если бюджета нет, появляется риск потратить больше, чем получить, — или наоборот, вовремя не вложить в развитие нужные средства и проиграть конкурентам.

Ситуации у бизнесов бывают разными, но есть и общие моменты. Например, уплата налогов, оплата аренды и коммунальных расходов, выплата зарплат (если есть сотрудники), расходы на продвижение, закупка товаров и материалов. При открытии дела эти траты обязательно нужно внести в бюджет.

Если с расходами всё более-менее понятно, то с доходами возникает вопрос — далеко не всегда можно реалистично представить, какими они окажутся.

Уже действующий бизнес может делать предположения о будущих доходах, основываясь на последних тенденциях. Когда есть годовая статистика продаж по месяцам, на неё вполне можно опираться, но это совсем не значит, что цифры будут ровно такими же, хотя это и помогает увидеть динамику в течение года.

Начинающий бизнес строит прогнозы исходя из исследования других местных предприятий. Предприниматели могут получить представление о том, чего им ждать, если внимательно посмотрят на тенденции конкурентов.

Как составить оптимальный бюджетный план

Узнать ситуацию в нише

Предприятие, которое существует давно, отличается от нового, у них разные обстоятельства ведения дела, разные доходы и траты. Однако есть средняя ситуация по нише. Малый бизнес может быть чрезвычайно изменчивым, поскольку он более подвержен нишевым спадам, чем крупные конкуренты. Вот почему полезно искать именно средние показатели, если надо получить представление о возможных доходах. Проще всего это сделать, когда информация есть в открытом доступе.

Например, предприниматель думает продавать обувь

Исследования показывают, что продажи обуви в России неуклонно растут. В течение июля — сентября 2023 года число точек продаж составило 116 тысяч, это на 1,7% больше, чем в апреле — июне того же года (114,1 тысячи), и на 2,5% больше, чем в июле — сентябре предыдущего года (113,2 тысячи). Лучше всего продажи идут в Москве и области, Краснодарском крае, Санкт-Петербурге и Свердловской области.

Когда открытых данных нет, поможет изучение ближайших конкурентов. Да, точные их финансовые потоки выяснить нельзя, но узнать посещаемость, примерный средний чек, стоимость аренды — реально. Эти условия уже помогут примерно представить, сколько зарабатывает и тратит конкурент.

Хорошо, когда есть возможность обсудить с хозяевами или сотрудниками, как идут дела, посмотреть на популярность товара или услуги на Wildberries, Ozon, «Авито».

Составить таблицу расходов

Перед покупкой или открытием бизнеса полезно составить таблицу и внести в неё суммы, которые необходимо будет направить на закупки, материалы и другие расходы. Хорошо, когда это суммы и в рублях, и в процентах от дохода: так картина получается полнее и легче для восприятия. Узнать актуальные цифры можно у поставщиков товаров и услуг, с которыми предприниматель будет работать.

Помимо затрат на закупки, нужно указать расходы на аренду, налоги, страховки и прочее.

Учесть внезапные факторы

Внезапные факторы означают события, на которые бизнес прямо повлиять не может, но которые влияют на него.

Предприниматель может предположить, что его дело будет генерировать определённые темпы роста выручки, а расходы будут фиксированными или их получится контролировать. Но важно учитывать, что это только предварительные оценки, а не гарантированные результаты. По этой причине, прежде чем расширять бизнес или нанимать новых сотрудников, разумно предусмотреть некоторые неожиданности и убедиться, что у предприятия накоплена подушка безопасности.

Составлять бюджет чаще раза в год

Составлять бюджет на год для владельца малого бизнеса может оказаться рискованным: это очень большой срок. Лучше планировать поступления и траты на месяц или два вперёд, потому что дело может быть довольно нестабильным, а непредвиденные расходы отразятся на прогнозируемом доходе.

Вполне допустимо искать новых поставщиков или экономить на других услугах, предоставляемых бизнесу. Это можно делать на различных этапах, в том числе при запуске бизнеса и составлении годового или ежемесячного бюджета.

Бюджетный план хорош тем, что наглядно показывает предпринимателю, как обеспечить достаточный капитал для решения текущих бизнес-задач.

Итог

Составление бюджета — это довольно простой, но необходимый процесс. Владельцы бизнеса используют его, чтобы прогнозировать и сопоставлять доходы с расходами. Это относится и к текущим, и к будущим поступлениям и тратам. Цель бюджета — обеспечить наличие достаточного количества денег, чтобы поддерживать бизнес в рабочем состоянии, развивать его, повышать его конкурентоспособность и создавать надёжный резервный фонд.