Вы задумали купить квартиру. Или продать. Или не квартиру, а дачу. В общем, вы решили делать это с риелтором. Выбирали его по отзывам и при знакомстве друг другу понравились. Но взаимодействие не складывается. Циан.Журнал собрал несколько историй, почему клиенты отказываются от совместной работы с агентом.
Вам кажется, что агент просто ошибся, не выспался или хотел как лучше. И вы ждете, когда он придет в себя и начнет, наконец, нормально работать. А он — ни в какую. Что становится последней каплей?
«Подставные потенциальные покупатели»
Рассказывает Клим Лихачев:
— Несколько лет назад родители решили продать свою квартиру. За помощью они обратились в агентство недвижимости, которое на тот момент активно рекламировалось по телевизору.
Они заключили письменный договор о продаже/мене с доплатой. Условия договора предполагали, что он будет действовать шесть месяцев, риелтор проведет не менее трех показов и что требуется предоплата за оказание услуг (20 тыс. рублей). Также агентство взяло на себя размещение рекламных объявлений на различных информационных ресурсах. Процент с продажи агентству должен был выплачиваться после совершения сделки.
Сразу после заключения договора появились три потенциальных покупателя. Все они после просмотров были готовы на сделку, но требовали очень большую скидку. Родители на такие условия не согласились. В следующие два-три месяца не было ни одного просмотра.
Заволновавшись, я стал искать объявления о квартире родителей в интернете, но поиски ни к чему не привели. Тогда я попросил риелтора прислать ссылки с размещенными объявлениями. Она сперва проигнорировала письма, потом обещала прислать, но ничего не прислала, а после этого согласилась расторгнуть договор и вернуть уже уплаченные 20 тыс. рублей.
Мне кажется, это была особая тактика риелтора, чтобы получить прибыль как можно скорее. Видимо, она хотела показать нам, что на квартиру нет спроса и надо сильно снизить цену. После этого квартиру хоть кто-нибудь да купил бы. Те три потенциальных покупателя, которые пришли в самом начале, по всей видимости, были подставными — может, это были коллеги нашего риелтора.
А родители в итоге отказались от идеи продажи, чему теперь очень рады.
«Нечего действовать в обход клиентов!»
Рассказывает Ольга Жакова:
— Сразу скажу, что у нас была (и остается) сложная ситуация. Мы хотели продать квартиру в только что сданной новостройке. Причина простая: сын женился, и эта маленькая «однушка» на отшибе цивилизации стала неактуальна. Разумеется, продажа требовала уплаты налога (срок владения составлял всего полгода). Кроме того, квартира была в ипотеке. В общем, всё непросто, поэтому мы и наняли риелтора, который составил бы правильную схему продажи.
Проблемы начались не сразу. Вроде и объявление повесили, и звонки какие-то прошли, и даже пара просмотров состоялась. Основной недостаток, с точки зрения покупателей, — плохая транспортная доступность. Мы еще немного снизили цену и, наконец, дождались реального покупателя. И тут началось.
Оказалось, что у нас в документах ошибка в имени собственника. Это требовало определенных манипуляций — надо было обращаться в Росреестр с просьбой эту ошибку исправить. На этом моменте наши с риелтором пути разошлись! Мы отправились устранять нарушения, а риелтор, не зная об этом и ничего не спросив, направил в банк запрос на перевод ипотеки на нового заемщика — нашего покупателя.
В запросе, разумеется, фигурировали ошибочные данные — риелтор решил, что и так сойдет. В результате случилась огромная накладка, предполагавшая, что покупателю придется ждать несколько недель. Учитывая кризисное время (весна 2022-го!), он опасался дефолтов и прочих рисков — в результате покупателя мы упустили. А с риелтором расстались — нечего действовать в обход клиентов!
«Лень работать с неудобно расположенным объектом»
Рассказывает Валерий Иванников:
— У нас не срослось, потому что риелтор ленился — во всяком случае других причин я не вижу. Это была не первая сделка, которую мы проводили. Два года назад я снимал квартиру и встретил этого агента на одном из просмотров — он работал на стороне арендодателя. Я записал его контакты, и в следующий раз мы встретились уже через полгода, когда мне понадобилось сдать дачу. В третий раз я обратился к нему еще через пару лет — теперь я собирался продавать квартиру родителей. И тут что-то пошло не так.
Предыдущие два объекта были удачно расположены относительно места жительства риелтора — он живет на юге Петербурга, и наши с ним объекты находились там же. А вот с третьей сделкой ему не повезло: квартиру я продавал в Парголово — ему предстояло мотаться через весь город. По всей видимости, такая перспектива его не очень вдохновляла: звонки были, но все какие-то неэффективные.
Я долго ломал голову в попытке понять, что происходит, пока приятель не надоумил позвонить по объявлению и проверить, как отвечает риелтор. Сам приятель и звонил — чтобы с незнакомого номера и незнакомым голосом.
Риелтор отвечал довольно бодро, пока не заговорили о встрече. Тут он начал ерзать и говорить, что предложенное время ему неудобно. И другое предложенное неудобно тоже.
В итоге договорились на конец недели, но накануне просмотра он позвонил мне и заявил, что заболел — дескать, не могу ли я сам провести встречу. Это и стало последней каплей: по всей видимости, отказаться от неудобного для него объекта ему жадность не позволяла, а работать с ним было лень.
«Агенту было не жалко моего времени»
Рассказывает Анастасия Лобада:
— Несколько лет назад мы решили перебраться из Подмосковья в Москву. Для поиска подходящей квартиры мы установили несколько критериев: цена до 10 млн рублей, уже готовый ремонт (мы хотели сразу въехать), не очень высокий дом (лишь бы поменьше народу вокруг) и список предпочтительных районов.
Риелтор взяла под козырек и стала присылать мне всё подряд, причем варианты чаще всего были дороже нашего бюджета, что понятно: работала она за процент. И все свои предложения она выдавала с формулировкой «да, эта квартира подороже, она стоит 13,5 млн, зато смотрите какая она огромная и классная!»
Мы посмотрели с ней очень много квартир — и все они однозначно не подходили. Ладно, агенту было не жалко моего времени, но уж свое-то она могла экономить! Последней каплей стал день, когда она назначила сразу два просмотра.
Первым вариантом стала малогабаритка в строящемся доме — без отделки, но за 12 млн рублей. Вторым — квартира рядом с метро «Аэропорт» за 11,8 млн рублей. До продажи в ней жили люди, страдающие накопительством. Мы в нее и войти-то толком не смогли, настолько она была забита барахлом — буквально под потолок!
Наша риелтор утверждала, что это жемчужина и бриллиант, хотя даже риелтор продавцов, которая тоже присутствовала на показе, признала, что ремонт требуется безоговорочно, а стоить он будет еще минимум 3 млн рублей. Попутно выяснилось, что продавцы состоят на учете в ПНД, что логично.
В конце этого трудного дня я попросила ее больше мне не звонить. Спустя некоторое время я обратилась к другому риелтору, и она очень оперативно предоставила мне много вариантов, отлично подходивших и по цене, и по остальным параметрам.
Когда мы, наконец, определились, новая риелтор вцепилась в продавцов и выбила нам хорошую скидку.
«Подпали под обаяние, но договор подписать не удалось»
Рассказывает Анастасия Соколова
— Много лет назад, будучи еще студентами, мы с молодым человеком искали квартиру в аренду — сами.
В одном из вариантов нам попался настолько милый и обаятельный риелтор, что мы решились на подписание договора, кажется, чтобы сделать ему приятно. Нет, правда! Нам было по 20 лет, и тогда личное общение еще могло сбить с намеченного пути.
Квартира нам не показалась лучше каких-то других, но риелтор убедил, что она — самая лучшая, а хозяин — вообще душка. И скидку нам даст, и кухонный гарнитур новый уже заказал, ждет буквально завтра. В общем, подпали под обаяние, договорились назавтра встретиться уже с хозяином, чтобы подписать договор.
Назавтра встречи не случилось: риелтор заявил, что заболел, а хозяин умчал в командировку. Через несколько дней — снова накладка, а телефоны не отвечают. Через неделю мы прогулялись по знакомому адресу (благо это в трех минутах от института) и во дворе встретили нашего риелтора с другими клиентами. Наверное, им он сдал квартиру дороже… Во всяком случае, других объяснений мы не нашли.
Мы так сильно обиделись, что больше ему не звонили и утратили веру в риелторское ремесло. Тем ироничнее прозвучит факт, что я сама теперь риелтор. Но, честно-честно, никогда не обманываю ни своих клиентов, ни чужих — обращайтесь!