«Непочатый край работы». Что не так с Нижним Новгородом

«Непочатый край работы». Что не так с Нижним Новгородом

По мнению заслуженного архитектора, почетного строителя России Владимира Парфенова, в Нижнем Новгороде есть четыре основные градостроительные проблемы. В чем они заключаются и что об этом думает главный архитектор региона Сергей Попов — выяснил NewsNN.

Проблема №1. Многоэтажная застройка

В центральной части Нижнего Новгорода растет плотность многоэтажной застройки. Тогда как, по мнению Парфенова, наиболее комфортабельным является малоэтажное строительство — даже коттеджи и блокированная застройка. Этот вариант требует больше территории, но имеет свои плюсы. Например, может решить острую проблему с парковками.

По словам замминистра градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области Сергея Попова (также является главным архитектором региона), строительство в столице ПФО безоговорочно опирается на генеральный план. Идея возводить только малоэтажное жилье хорошая, но она упирается в экономические и социальные вопросы. Где-то было бы выгоднее строить не многоэтажки, но не все инвесторы на это готовы.

Кроме того, сейчас в новых жилых комплексах зачастую не хватает и социальной инфраструктуры — детсадов, школ, поликлиник и больниц. Но Попов уверяет, что эта проблема исправляется.

«Раньше, в 90-е годы, было так, что государство устранилось от социальных проблем. Многие детсады были распроданы. На сегодняшний момент у нас в ходу только комплексное развитие территорий. Мы не разрешаем строить жилье, если оно не будет обеспечено объектами социальной инфраструктуры. Все проекты, мастер-планы рассматриваем в связке с ними», — рассказал он.

Проблема №2. Транспортная (не)доступность

Модернизация системы общественного транспорта в Нижнем Новгороде с переменным успехом велась всегда, но из-за недостаточного финансирования постоянно отставала. Новая транспортная реформа началась в прошлом году и пока получила больше негативных отзывов.

По мнению Парфенова, необходимо формировать единую многоуровневую транспортную инфраструктуру с включением метро, скоростного обособленного трамвая, городской электрички, магистральных автобусных (электробусных) маршрутов с единой системой транспортно-пересадочных узлов. Это должно дополняться легким транспортом — например, микроавтобусами, велосипедами, самокатами с выделенным полосами. Пока трамваи в городе вообще работают крайне неэффективно, считает собеседник NewsNN.

Помимо этого стоит обратить внимание на строительство дублеров дорог. На стадии разработки, но не реализации находятся проекты по проспектам Гагарина и Ленина, Сормовскому шоссе, улице Родионова. Они давно намечены, но денег на строительство, видимо, нет.

Говоря о транспортной доступности в Нижнем Новгороде, Попов отметил, что 100 лет назад было сложно представить, какие проблемы возникнут в будущем. Например, когда при социализме строились крупные заводы, жизнь возникала вокруг них. У людей не было потребности ездить далеко до работы, поэтому дорог хватало. Однако позже пришел другой строй. Из-за закрытия производств начались миграции трудоспособных нижегородцев по городу.

По словам Попова, вопросы транспортного обеспечения на этапе каких-либо проектов также рассматриваются. В частности, вносятся предложения о велодорожках, выделенных полосах для общественного транспорта и т. д. Но реализация — зона ответственности регионального минтранса.

Проблема №3. Забытые окраины

Как отметил Парфенов, сейчас идет активное благоустройство центральных районов Нижнего Новгорода. Результат очевиден, поэтому город выходит на передовые позиции с точки зрения туристического потенциала. Но на окраинах ситуация совершенно другая. Кроме того, практически не появляются благоустроенные территории, парки и скверы на новых участках. Хотя на бумаге вопросы решаются — проекты существуют, но финансов не хватает.

Парфенов также обратил внимание на благоустройстве набережных вдоль рек. К примеру, от Стрелки вверх по Оке. Проблематика лежит на поверхности — по левому низкому берегу территорию необходимо формировать общественное пространства с зелеными бульварами и скверами. Чтобы из глубинных территорий заречной части города и с проспекта Ленина можно было легко добраться до благоустроенной набережной.

«У города огромный потенциал и непочатый край работы», — подчеркнул Парфенов.
Попов не стал комментировать данную проблему, сказав, что это не входит в компетенции минграда, так как там не занимаются благоустройством. NewsNN направил запрос в мэрию Нижнего Новгорода. Ответ на момент публикации не поступил.

Проблема №4. Отсутствие ливневок

Другая застарелая проблема Нижнего Новгорода — ливневая канализация. Центр города в прямом смысле тонет во время сильных дождей. Парфенов говорит, что, согласно генплану, ливневки в столице ПФО рассчитаны на ту мощность, что требуется, а вот полноценная система очистных сооружений не сформирована в полном объеме. Это очень дорогое удовольствие, плюс эксплуатировать их надо правильно.

«Тут еще такой момент — либо мы делаем ливневки, либо, к примеру, две станции метро. Приходится положить на весы — выбрать или это, или то», — говорит собеседник NewsNN.
По состоянию на 2022 год, ремонт и строительство ливневок в Нижнем Новгороде требовали порядка 9 млрд рублей. Тогда мэр Юрий Шалабаев сказал, что тратить такие деньги одномоментно — не лучшая идея.

В городской администрации к моменту выхода статьи не ответили на вопрос о том, что сейчас делается в Нижнем Новгороде, чтобы решить проблему с ливневками и очистными сооружениями. По словам главного архитектора, этот вопрос входит в компетенции регионального министерства ЖКХ, куда также был направлен запрос.