Коренные жители Турции, а конкретно Анталии, запустили в турецком сегменте Сети петицию с требованием запретить не только продажу жилья иностранцам, но даже долгосрочную аренду. Ультиматум с высокой скоростью обрастает подписями граждан Турецкой республики (урожденных, а не натурализованных), причем проживающих не только в провинции Анталия, но и по всей стране.
Что случилось, ведь иностранные покупатели и арендаторы недвижимости приносят деньги и в казну страны (налог), и самим турецким застройщикам и хозяевам жилья?
«За два года стоимость аренды в Анталии и окрестностях взлетела почти на 400%, средняя цена на покупку жилья три года назад была $32 тыс, а теперь $260 тыс, при этом средний доход среднего жителя Анталии – до 6 тыс лир (около $320) в месяц», - такие доводы приводят авторы петиции. Одновременно турецкая риэлторская ассоциация извещает, что «за 9 месяцев текущего года каждый пятый объект турецкой недвижимости был приобретен гражданами РФ».
При этом турецкие эксперты по сделкам с иностранными гражданами уточняют (не без удивления) цифры: «Только россияне могут позволить себе дом за $400 тыс и даже больше».
- Так радоваться же надо! – апеллирую к русскоязычному риэлтору, работающему на турецкой Ривьере. – Вон сколько денег наши вгрохали в Турцию!
- Да, по корпоративной оценке департаментов зарубежной недвижимости, по объему покупок недвижимости россиянами Турция опережает все прочие страны мира. И внутри Турции граждане России лидируют.
Для сравнения: за последние 9 месяцев россияне купили 550 очень дорогих домов, на втором месте иранцы (498 домов), на третьем иракцы (310 домов). А Украина и Европа далеко позади этой тройки лидеров. Но, кроме дохода, есть и иные факторы, которыми и объясняется возмущение коренных жителей. Даже если не брать «лирику», что россияне нередко без должного уважения относятся к местному укладу жизни.
- Но что же еще наши релоканты могли натворить?
- Тут из серии по капле в день – и набежало целое море трудностей. Представьте себе, что вы живете в доме, где жильцов в несколько раз больше, чем количество людей, на которое рассчитан этот дом. Как, к примеру, в тяжелые времена в СССР граждан «уплотняли» в коммуналки. Из этого логично вытекают коммунально-бытовые проблемы, связанные с перенаселением.
- На 38 комнаток всего одна уборная?
- Да, а с поправкой на время и место это перегруженные электро- и водопроводные сети, в которых напряжение и давление «гуляет». От перенапряжения в домах постоянно вырубается свет и все электроприборы, а вода из душа по вечерам, когда все хотят освежиться после рабочего дня, выпадает в час по капле. Анталия не привыкла жить так уплотненно и не приспособлена к этому.
Еще очень плохая мобильная связь и Интернет, провайдеры не справляются с привалившими пользователями. Коммунальные службы города тоже стонут: улицы не успевают убирать, там все время люди и пробки даже ночью. Россияне, видимо, не приучены или не царское это дело пешком ходить даже в курортном городе. Каждая переехавшая семья сразу приобретает не автомобиль, а автопарк – 2-4 машины на семью из 4-х человек. В итоге в небольших прибрежных городах гигантские заторы, ни пройти, ни проехать. Во всех общественных местах типа почты и банков – очереди. Анталийцы такого в жизни не видали!
Но самая главная опасность еще только надвигается – это канализация. Сейчас она «всего лишь» трещит по швам, но еще немного уплотнить город – и городская канализация «выступит» громче любых петиций. Ведь в приморских городах это дело особо тонкое, если прорвет — катастрофа. Если и не затопит фекалиями, то задохнемся точно.
- Ну вот тогда наши релоканты и съедут в местечко почище!
- Они же так взвинтили цены на жилье, что кому они теперь продадут свои дома по $400 тыс, чтобы уехать? И те, кто уплатил аренду на год вперед, никуда не двинутся. И здесь затаилась еще одна «мина замедленного действия». Из-за взлетевших цен на аренду в Анталии и других прибрежных городах теперь не могут снимать жилье именно те, кто сейчас больше всего этим городам нужен – работники коммунальных служб, убирающие улицы, ассенизаторы, следящие за канализацией, и прочие монтеры и техники. Как правило, это люди из сел, снимающие жилье поближе к работе.
- Могут ли турецкие власти пойти на полный запрет, которого требует народная петиция?
- Экономически это им невыгодно, даже с учетом канализации, которую придется перестраивать, если мы и дальше будем жить в такой тесноте. Но с социальной точки зрения могут и запретить, ведь из-за релокантов коренные турки уже не могут прожить в собственных городах на свою зарплату. И сейчас отмечается отток турецких граждан за рубеж. Если так пойдет, то россияне скоро турков вообще выдавят.
Так что мы тут не удивимся, если вопреки выгоде турецкие власти заявят релокантам: кто уже купил, оставайтесь. А всем, кто не успел, теперь к нам только на недельку «все включено» - и домой.
Если верить экспертам, аналогичная ситуация не только в провинции Анталия, но и в Алании, и в целом по всему средиземноморскому побережью Турции, а также в Стамбуле.
Наиболее популярна для покупки и аренды у россиян Анталия (год назад 1 кв м стоил около 18 тыс руб, в этом - 58 тыс. руб, средняя цена 100-метровых апартаментов в общем доме городского типа – от 5,8 млн руб в зависимости от района). За одну только осень этого года 2123 дорогих частных домов в Анталии приобрели релоканты, большая часть из которых россияне.