Новость о том, что Росреестр планирует с 1 января 2024 года перейти на электронную регистрацию сделок с недвижимостью, обсуждается уже давно. Известно, что это коснется в первую очередь юридических лиц. Но у обычных граждан из-за недостатка информации, как это всегда бывает в нашей стране, копится определенное беспокойство. Нужно ли к чему-то готовиться и бежать открывать себе электронный цифровой ключ?
Волноваться не стоит
Если вы планируете продать свою квартиру, которой владеете как обычное физлицо, никуда бежать не придется. Для граждан в регистрации недвижимости ничего принципиально не изменится. Останутся в обороте и бумажные договоры, которые, впрочем, уже сейчас нужны лишь сторонам сделки. В Росреестр отправляются только их сканы. Документы по объекту недвижимости тоже больше не требуются.
Страна планомерно отказывается от бумажного документооборота. И чем быстрее пройдет процесс, тем меньше придется гражданам бегать по различным инстанциям за разными бумажками. Пока, правда, система работает не в полную силу. Например, некоторые госструктуры, ссылаясь на большую загруженность, часто отказывают заявителям в выполнении разных функций системы межведомственного электронного взаимодействия.
К счастью, с Росреестром такого не происходит. Наоборот, некоторые его функции стали максимально удобны и оперативны. Например, выписки ЕГРН на все свои объекты недвижимости собственник теперь может заказать буквально не вставая с дивана, и совершенно бесплатно – через сайт Госуслуги. Причем, приходят они практически моментально, а не с недельной задержкой, как это было раньше при заказе через МФЦ.
Владислав Преображенский, исполнительный директор Клуба инвесторов Москвы, отмечает удобство подачи заявлений на регистрацию недвижимости: «Заявление и необходимые документы на регистрацию сделки, как и прежде, могут быть поданы в Росреестр одним из следующих способов:
- лично в подразделение в орган регистрации прав или МФЦ, в том числе при выездном приеме;
- через нотариуса, засвидетельствовавшего подлинность подписи на заявлении о государственном регистрации прав;
- в форме электронных документов через Интернет, например посредством официального сайта Росреестра, в том числе через личный кабинет, размещенный на официальном сайте с использованием ЕСИА».
Бояться потери записи о вашем объекте недвижимости в электронных базах совершенно точно не стоит. Потому что они многократно дублируются на различных автономных серверах, защищенных от любых катаклизмов, включая ядерный апокалипсис. Чаще встречаются ошибки, совершенные из-за невнимательности регистраторов. Поэтому после регистрации сделки лучше проверить все данные в документах.
Сплошная экономия
Процедура электронной регистрации сделок с недвижимостью уже многократно отработана Сбером и некоторыми другими банками, как с физлицами, так и застройщиками. На первых этапах сбои случались, но, как правило, работа системы восстанавливалась в течение двух-трех дней. К потере данных с записями о собственности это ни разу не привело.
Удобство работы электронной системы ощутили все участники процесса – банки, застройщики и в первую очередь сами покупатели. Снижение затрат на этапе регистрации сделки позволило банкам предоставить для заемщиков скидку по ипотечному кредиту. Она не превышает 1%, но, учитывая сроки и размер ежемесячных платежей, приводит к существенной экономии.
«Застройщикам это тоже выгодно, потому что мы максимально быстро получаем деньги. Один день ожидания для застройщика составляет примерно 0,85% от оборота в месяц. А это от 100 до 150 млн рублей экономии в месяц. Немалые деньги. И никакого человеческого фактора – люди не участвуют в процессе оформления сделки. Это все автоматически происходит в режиме онлайн», – отмечает Юрий Раловец, коммерческий директор Time Development.
Автоматизация процессов может привести к дальнейшему удешевлению ипотеки и стоимости недвижимости. Банкам и застройщикам больше не придется прибегать к маркетинговым акциям, которые заменяют реальные условия по кредиту и вызывают недовольство Центрального Банка РФ. Во время электронной регистрации недвижимости все действия сторон абсолютно прозрачны.
Где находится нофелет
При всем удобстве и несомненной выгоде новых технологий в недвижимости покупатель все равно остается в некоторой степени ущемленным в своих правах. Это, в частности, прекрасно продемонстрировал Сбер, который не стал считаться ни с действующим законодательством страны, ни с общепринятыми нормами общественных отношений.
Например, в какой-то момент менеджеры Сбера стали отказывать в проведении сделки по регистрации недвижимости, если хотя бы у одной из сторон отсутствовало установленное приложение банка «Домклик». В дальнейшем это условие было отменено, но не из-за осознания банком своей ошибки, а по причине наложения на него международных санкций, затрудняющих установку приложения на телефоны клиентов.
Новая процедура регистрации однозначно вызовет коллапс работы МФЦ по всей территории страны после новогодних праздников. Потому что по регламенту на все про все сейчас отводится лишь 15 минут, в течение которых сотрудник обязан принять и загрузить документы. И с учетом различных ситуаций этого времени не всегда хватает.
А регистрация, требующая получения клиентом кодов в SMS, будет проходить еще дольше. Кроме того, совершенно непонятно, что будет с клиентами, у которых нет мобильных телефонов. И речь не о принципиальных противниках прогресса, а о многочисленной категории пожилых граждан, не использующих этот вид связи.
Наталия Борзенкова, руководитель офиса «Митино» ИНКОМ-Недвижимость, успокаивает: «С 1 января вы сможете, придя в МФЦ, подать документы не только в бумажном виде, но также с помощью ЭЦП в электронном формате. И можно будет в МФЦ провести сделку так же, как уже несколько лет делают банки».
Так или иначе, любые организационные вопросы можно решить, если во главу угла будут поставлены интересы граждан, а не организаций, изначально уже имеющих преимущества. Опыт последних лет показывает, что государственный сервис двигается в правильном направлении, учитывая индивидуальные потребности человека. И это не может не радовать.