Татарстан. «Спрос колоссальный. Рекомендуют перенести поставки бетона на зиму всем, кого удастся уговорить»

Татарстан. «Спрос колоссальный. Рекомендуют перенести поставки бетона на зиму всем, кого удастся уговорить»

Где достать бетон и куда пропал цемент - самые обсуждаемые вопросы строительной отрасли Челнов последние несколько недель. Основные российские поставщики не могут удовлетворить колоссальный спрос челнинских и в целом татарстанских компаний, который возник в разгар сезона на фоне крупных строек – от М-7 до Донбасса. Первыми пострадали небольшие фирмы – поставщики бетона вынуждены были отказывать им, ставя в приоритет «социалку», которой в городе в этом сезоне тоже достаточно. Как говорят участники рынка, причиной дефицита послужили не только небывалые объемы строительства в стране, но и закрытие крупных заводов-производителей цемента. Подробнее – в материале Chelny-biz.ru.

СИТУАЦИЯ ГЛАЗАМИ СТРОИТЕЛЕЙ

«ОНИ ОПЕРЕЖАЮТ ГРАФИК И ПЕРЕТЯГИВАЮТ ОБЪЕМЫ НА СЕБЯ, А НА ЧАСТНИКОВ – В ОГРАНИЧЕННОМ КОЛИЧЕСТВЕ»

В числе первых проблему дефицита бетона ощутили на себе небольшие строительные компании и ИП. Поставщики стали отказывать им, ставя в приоритет клиентов, которые работают на крупных социальных объектах.

– В городе никто не дает бетон. Говорят, нехватка в целом по Татарстану. Якобы большой объем идет на дороги. А на стройки - нет. Стоим, ждем, когда возобновятся поставки, – поделился Руслан Мусин, директор ООО СЗ «Челны-град групп». – Пока часть работ выполняем чуть ли не вручную – отправили на той неделе сотрудников в «Мегастрой», закупили мешки цемента, привезли на стройку. В то же время ведем другие работы, не зависящие от поставок бетона. Такая ситуация уже две–три недели. Эти перебои с бетоном очень сильно затормозили работу. В прошлом году тоже была такая ситуация как раз в этот же период, но это продлилось неделю, а в этом затянулось. Второй год подряд. Говорят, это связано с М-7 и М-12. Это ведь проекты федерального уровня. А у нас сейчас небольшой объем – только дом в 62-м комплексе. Насколько я знаю, мелкие предприятия уже все встали.

– Две недели бегали – нет бетона, никто не шел навстречу, заводы отказывались поставлять. «Жилище», например, работает на «Евростиль» Ильнара Гайсина, поставляя объемы, гарантированные для «социалки», для школ и других объектов. У ГК «Профит» Марселя Мингалимова свое производство, которое работает на нужды компании и редко отдает на сторону, разве что по знакомству, – говорит другой источник, знакомый с ситуацией. – Сложности колоссальные. Куда уходят материалы? На федеральную трассу и новый мост под Нижнекамском. Марат Хуснуллин ранее заявил, что объект сдадут с опережением графика. Но что это значит? Они опережают график и перетягивают объемы на себя, а на частников – в ограниченном количестве, по остаточному принципу. Хорошо, конечно, что строят дорогу. Но зачем с опережением графика, что за советский стиль?

Частники оказались загнаны в угол. У многих были наняты бригады, поставлены определенные сроки, а стройка замерла. Предпринимателям приходится платить рабочим, чтобы те просто не ушли на другой объект. И это в разгар сезона.

При этом проблема не в поставщиках бетона. Заводов, говорят строители, в городе хватает, и они способны обеспечить стройки. Есть предприятия, которые занимаются исключительно бетоном: «Мегаполис», «Жилище». Есть крупные заводы, которые занимаются домостроением в целом – «Домкор Индустрия», «Стройдеталь». В стране дефицит цемента.

Крупные застройщики в курсе происходящего. Правда, пока не все ощутили на себе в полной мере последствия.

– Есть такая проблема, – подтвердил Альберт Петров, генеральный директор ООО УКС «Камгэсэнергострой». – Я точно не знаю, что стало причиной. Наверное, все сразу – и объекты на присоединенных территориях, и ситуация в Турции после этих землетрясений. И потом, сейчас сезон, и владельцы цементных заводов отдают объемы туда, где быстрее и больше заплатят. По крайне мере, по моей информации, пока что они не так сильно подняли цены. На нас ситуация пока не так отразилась, у нас не такие большие объемы. Завершаем сейчас дома в 22-м микрорайоне Замелекесья.

У компании есть еще один земельный участок на набережной Мелекески. Там пока тянется работа по согласованию проекта планировки территории, и бетон здесь понадобится еще не скоро.

– Особенно плотно проблему ощутили в последнюю неделю. В целом, хандрило недели три, – говорит представитель другой крупной строительной компании. – «Жилище», например, дает бетон, но только крупным клиентам. Заводы сейчас принимают не все заявки даже у постоянных клиентов. Частники уже не могут получить материалы. Говорят, весь цемент уходит на новые территории – на дороги, объекты, оборонку. Сколько продлится ситуация – никто не берется прогнозировать. В ближайшие полгода, вероятно, не изменится. Говорят, даже в строительных магазинах скупили цемент. Люди готовы переплачивать. Кто-то сидит на своих запасах. Но насколько они большие и надолго ли их хватит?

Лихорадит и предприятия, которые поставляют готовую продукцию. Те же сваи. Некоторые уже предупредили клиентов, что возможны срывы.

СИТУАЦИЯ ГЛАЗАМИ ПОСТАВЩИКА

«МИНУС ТРИ ЗАВОДА В РОССИИ. ПРИ ЭТОМ ОБЪЕМ СТРОИТЕЛЬСТВА, НАОБОРОТ, УВЕЛИЧИЛСЯ»

Генеральный директор бетонного завода «Мегаполис» Эдуард Муратов говорит, что причиной дефицита послужили не только небывалые объемы строительства в стране, но и закрытие крупных заводов-производителей цемента.

– Проблема дефицита бетона действительно есть, она связана с цементом и касается не только Набережных Челнов, но и Татарстана в целом. В республику ограничили поставки цемента. При этом объем строительства, наоборот, увеличился. Это и Шелковый путь, и реконструкция М-7 с обходом Нижнекамска и Набережных Челнов и расширением на Уфу, и инфраструктура присоединенных территорий. Например, объемы из подмосковных регионов, которые снабжали цементом центральную Россию, уходят на стройку на Донбассе.

Ситуация аналогичная во всей европейской части страны – это и Нижний Новгород, и Саратов, и Самара, говорит Муратов. Сейчас бетонные заводы ведут переговоры с поставщиками, ищут возможные варианты для увеличения объемов.

– У нас четыре поставщика. Один предупредил о сокращении объемов вдвое, другие тоже сообщили об ограничениях. Например, было заявлено порядка 7 тыс. тонн, а нам говорят, что привезут 1,5 тыс. в июне. Конечно, это не лучшая перспектива. Я сам провел несколько встреч с заводами-производителями цемента в Москве. Вроде бы они обещают увеличить отгрузку. Есть Сухоложский цементный завод под Челябинском. Они говорят, что могут давать 5 тыс. тонн в месяц, но вагоны будут идти почти месяц, потому что идут эшелоны в сторону новых территорий. Поэтому сегодня мы вынуждены обращаться к перекупам, чтобы не остановилось производство.

Цены на цемент ожидаемо подскочили, перекупы активизировались.

– Если на начало мая было порядка 6 тыс. за тонну, то сейчас – порядка 7,3 тыс. от производителей, а перекупы продают по 7,5–9 тыс., – продолжает предприниматель. – Вчера мы, например, купили по 9 тыс. за тонну. В Бугульме, поговаривают, цена подскочила до 15 тыс. рублей. Для понимания, на марку бетона 300, которая используется при производстве плит перекрытия, нужно 330 кг цемента. Рост на 3 тыс. за тонну дает соответствующий рост цен на бетон. Вместе с тем все заводы в ноль сократили кредитные линии и работают исключительно по предоплате. Если раньше мы кого-то кредитовали, то сейчас не можем, потому что нас не кредитуют.

«Мегаполис» сегодня работает с ОЭЗ «Алабуга», «ТЭМПО», «СтройТрастом», поставляет бетон на объекты «Талана» и др.

– Спрос колоссальный сейчас. Один из цементных заводов в соседнем регионе вовсе рекомендовал мне перенести по максимуму поставки бетона на зиму всем строителям, кого удастся уговорить. Потребление настолько увеличилось, что поставщики стараются обеспечить основных клиентов, а других просят передвинуть стройку, – говорит руководитель предприятия.

ПЕРСПЕКТИВЫ

«НЕТ ТАКОГО, ЧТО КРУПНЫЕ СТРОЙКИ СТОЯТ БЕЗ ДВИЖЕНИЯ»

Как говорят участники рынка, сами производители цемента сейчас тоже испытывают огромное давление – от них требуют увеличения объемов на тех или иных объектах. Так что, можно ожидать, что по социально-значимым проектам с федеральным и региональным финансированием работа не остановится.

Власти Татарстана, как узнал Chelny-biz.ru, тоже не сидят на месте. Издание ждет ответа от Минстроя РТ на официальный запрос. Но, по некоторым данным, есть письмо за подписью главы министерства в адрес «ЦЕМРОС» (бывший «Евроцемент»), крупнейшего производителя цемента в России, с просьбой чтобы в республику отгружали больше материала с указанием конкретных фирм. Это частная организация, но строители надеются, что она прислушается к правительству.

В Челнах тем временем развернулась одна мегастройка за другой. Сразу две школы на 1501 место, детский сад, продолжение Московского проспекта, развязка на Набережночелнинском проспекте, Соборная мечеть «Джамиг». Ожидается строительство новых дорог – в микрорайоне Яшьлек (до границы с Тукаевским районом), в районе Чаллы Яра (продолжение улицы Нариманова до ЖК «Озеро»). Стартовала реконструкция набережной Табеева в районе ЖК «Парус».

Бум в жилищном строительстве. Республика установила Челнам на этот год норму в 310 тыс. кв.м жилья. Уже к марту сдали 47% из этого объема. И работа кипит. Только в 19-м микрорайоне развернуты сразу три стройплощадки: оставшиеся блоки Sunrise City, «Челны Сити» от «Евростиля», ООО «Свой дом» работает на месте снесенной заброшки 19/07. Одни из самых масштабных – «Притяжение» в Орловском поле и еще одна стройка «Талана» на Раскольникова. Продолжают расти Замелекесье, Яшьлек, 34-й и 10-й микрорайоны, «Красные Челны», «Междуречье», «Вивальди» и др. «Целину» за проспектом Абдурахманова Абсалямова начинает осваивать ГК «Профит». Позднее начнутся работы на бывшей территории ЗЯБ – пока застройщик не столкнулся с проблемой дефицита бетона, здесь еще продолжается демонтаж цехов завода.

И это, не считая в промзоны, где строятся новые и расширяются существующие предприятия.

Некоторые объекты могут притормозить на фоне ситуации с цементом, опасаются участники рынка. Но в исполкоме Челнов заверяют, что пока ничего не предвещает: «Нет такого, что крупные стройки стоят без движения». По крайней мере, от предприятий не поступала информация о переносе и срыве сроков сдачи.