В Госдуму часто обращаются граждане, которые порой остаются один на один с риелторами, продавцами и покупателями, они не знают, что делать. Однако, как правило, возникает много именно типовых ситуаций, и решить их могут сами граждане - причем совершенно бесплатно, круглосуточно, не тратя денег и нервов.
Об этом рассказал в комментарии "РГ" председатель Комитета Госдумы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям Сергей Гаврилов (фракция КПРФ).
Нюансы выписки
По оценке депутата, постепенно регистрация прав на недвижимость и кадастровый учет полностью перейдут в электронный вид. "Для того, чтобы безопасно купить недвижимость и не ошибиться в своем выборе, нужно получить информацию о том объекте, который вы для себя присмотрели, - советует Гаврилов. - Для этого нужна свежая выписка из ЕГРН, в которой будет описание объекта. А если ее получит по вашей просьбе собственник, то там будут подробные данные в том числе и о собственнике".
Глава комитета ГД рекомендует при этом не доверять ранее выданным выпискам: они могут быть неактуальны, содержать неполную информацию - например, о наличии обременений в виде ареста, запрета аренды, либо об иных ограничениях и обременениях.
"Отмечу, что помимо купли-продажи подробная выписка нужна, например, для оформления ипотеки, аренды, заключения договора страхования недвижимости", - пояснил Гаврилов.
Сервис для сделок
Сейчас продать объект недвижимости, а также собрать документы можно и без риелтора, если воспользоваться сервисом "Жизненные ситуации" на сайте Росреестра в разделе "Сервисы". "Он позволяет получить исчерпывающую информацию о тех документах, которые нужны для осуществления различных действий с недвижимостью и сроках оформления недвижимости, - отметил депутат. - Это очень удобно, можно не платить деньги за консультации риелторам и юристам, существенно сэкономить".
По его словам, достаточно просто указать в этом сервисе на сайте объект недвижимости и что вы планируете с ним сделать - и далее самостоятельно принять решение и пройти по заданному алгоритму.
Например, можно посмотреть, какие документы необходимы, где их получить, какие будут сроки проведения госрегистрации, сведения о размере госпошлины. Там же можно без лишних платных консультаций определить полный перечень документов для оформления наследства или участия в долевом строительстве, при покупке квартиры, гаража, земельного участка или при внесении изменений в запись Единого государственного реестра недвижимости.
"То есть по сути можно смоделировать свой случай - выбрать объект недвижимости, по которому планируется совершение регистрационных действий и тип операции с ним", - пояснил Гаврилов.
После заполнения необходимых полей формы сервиса, уточняющего обстоятельства предполагаемых действий с недвижимостью, пользователь получает подробный перечень документов, необходимых для получения услуги Росреестра (который можно распечатать или сохранить в виде электронного документа), размере государственной пошлины за ее оказание и сроках предоставления, а также адреса и телефоны офисов приема документов.
Время для планов
Владелец недвижимости, чтобы грамотно ее продать, должен предоставить потенциальному покупателю сведения о себе из Единого госреестра недвижимости. "Кроме того, нужно помнить о том, что если вы не планируете сами принимать участие в сделке, необходимо время для того, чтобы обратиться к нотариусу и оформить доверенность, - добавил парламентарий. - Она должна быть исключительно нотариально заверенная для представления в Росреестр документов на регистрацию и совершение сделки с объектом недвижимого имущества. Тем более, если это физическое лицо".
То есть нужно запланировать время, которое потребуется для сбора документов, добавил депутат. "Например, если это квартира, необходимо обратиться в ЖЭК, чтобы получить справку о зарегистрированных лицах и предоставить ее покупателю, чтобы он понимал, что есть намерение для честной сделки, - отметил он. - Данный сервис "Жизненные ситуации" позволяет все рассчитать по срокам".
Дистанционная сделка
Современные сервисы, по словам Гаврилова, хорошо помогают, если объект недвижимости находится в каком-то другом городе. "Запросто можно совершить сделку дистанционно, - пояснил депутат. - Нет необходимости тратиться на билеты, в обязательном порядке прибывать в город, чтобы лично в МФЦ подавать документы, стоять в очередях, потом получать бумаги".
Если совершать сделку в электронном виде, через нотариуса, в этом случае документы в электронном виде поступят в территориальное управление по местонахождению объекта недвижимости. Регистрация будет проведена там, где объект находится, уточнил глава комитета.
Результат проведенной регистрации придет продавцу объекта и покупателю в электронном виде, выпиской нотариуса. Либо если сами правообладатель и покупатель подавали документы в электронном виде, пользуясь сервисами на сайте Росреестра, им вернется ответ на электронную почту, отметил депутат.