Специалист рынка недвижимости — серьезная, ответственная и нужная людям профессия. Но любая профессия должна иметь свои требования к квалификации, стандарты деятельности, правила и ограничения. Значит и риэлторская деятельность, как и любая другая профессия, должна подчиняться определенным правилам. Но закон для этой профессии принять никак не могут. И вот нынешней осенью депутаты вновь планируют рассмотреть очередной законопроект.
Своими мыслями о том, что было бы необходимо внести в новую редакцию законопроекта, делится генеральный директор агентства недвижимости «ТРИУМФАЛЬНАЯ АРКА» Вячеслав Шеянов.
— Я думаю, что вы согласитесь с тем, что залогом безопасности сделки являются надежные помощники?
— Да. Безусловно.
— Значит и закон, о котором так давно и много говорят, рынку недвижимости нужен?
— Безусловно. Против него ни у кого из специалистов рынка недвижимости возражений нет.
— Но как я понял, вы ратуете за лицензирование. Но оно же уже было и…
— И раньше, и, надеюсь, сейчас лицензия будет выдаваться только тем компаниям, которые соответствуют определенным требованиям, предъявляемым государством. Система добровольной сертификации, которая сейчас действует, родилась в тот момент, когда отменили лицензирование. РГР стремилась отделить профессионалов от любителей, которым дали возможность прорваться на рынок. Лицензирование — это государственное сито, которое позволяет работать компаниям, соответствующим определенным требованиям. И требования эти выставляет государство. Если выполняешь их, имеешь лицензию. Нет – не имеешь. А без лицензии ты не имеешь право работать на рынке недвижимости.
— Если только как частник. А пойдут в лицензированные компании люди?
— К нам же шли.
— Но вы раньше имели лицензию, а сейчас сертификат от РГР, который показывает людям, что вы профессионалы.
— Добровольная сертификация преференций никаких не дает. Только то, что мы не боимся проходить каждые три года проверку нашего профессионализма. Как компании, так и ее сотрудников. Лицензирование же — это обязательная процедура.
— И, наверное, там более жесткие требования к компании?
— Нет. У нас в РГР при прохождении сертификации сейчас тот же набор требований, которые мы проходили раньше при получении лицензии.
— Значит, если перейдут к лицензированию компаний, то по большому счету для вас ничего не изменится?
— Да. Ничего не нужно будет менять большинству риэлторских компаний, кто серьезно работает на рынке. Им грозить это ничем не может. Там работают профессионалы, которые понимают ответственность перед клиентом и осознают, насколько высоки риски в этой области бизнеса. А вот для тех компаний, у кого не будет лицензии, наступят нелегкие времена.
— Вячеслав Анатольевич, если введут лицензирование, то сделки смогут проводить только те компании, кто имеет лицензию?
— Конечно.
— Но ведь были и при обязательном лицензировании разные фирмы, которые лицензии не имели, а сделки проводили.
— Давайте говорить о том, что нарушение закона присутствует всегда. Но если закон есть, то есть компании и люди, которые соблюдают закон, а есть те, кто его не выполняет. Для нарушителей есть определенные законом наказания. То, что нарушители есть — это всегда было и с этим надо бороться. Всегда были плюсы и минусы. Главное чтобы это не шло во вред нашему гражданину.
— Но и люди должны смотреть куда идут.
— Они должны очень тщательно проверять предполагаемого посредника.
— Главное, что всегда было камнем преткновения – это доступность к базам данных. Почему все же не могут сделать это для профессионалов?
— Не знаю. Но надо сделать. К примеру, проверка паспорта. Действителен он или нет. К нам приходят разные люди, и надо у них проверить паспорт. Тот это человек или нет. Мошенники используют самые современные технологии, поэтому вполне могут использовать фальшивый паспорт. Доступ к базам нужен обязательно. Понятно, что не всем, а для ограниченного количества людей. К примеру, юрист должен иметь право. Все же на нем лежит обязанность проверки истории квартиры.
— Или хотя бы РГР допустили. Это все же солидная организация.
— Может быть. Но я считаю, должна быть возможность легальной проверки покупаемого объекта недвижимости.
— И чтоб еще госорган нес ответственность за предоставление данных.
— Да.
— Как думаете, примут такой закон или нет?
— Думаю, что пока нет. Но в перспективе возможно. Сейчас много других значимых дел. А перед выборами депутаты всегда хотят что-то хорошее преподнести населению. Они же понимают, рынок недвижимости должен быть безопасным для населения.
— Хорошо хоть, что не забывают об этом законе.
— Да. Но главное есть непонимание важности данного закона. Все, что говорится о сделках, только как купля продажа. В действительности же вопрос гораздо сложнее. Это изменение условий жизни. И в этом плане риэлтор помогает предусмотреть последствия. Поэтому нельзя говорить только о механической сделке. Подписали и все. Люди в России просто так квартиры не меняют. Им условия нужны. Школа, работа, развитая инфраструктура и т.д. Сделка — это верхушка. И вот, чтобы люди не боялись ее проводить, не боялись обращаться в компании, для этого и нужен закон о риэлторской деятельности.