Сейчас в прессе появилось много публикаций о том, что доля людей, кто ищет квартиру без риэлтора, на рынке недвижимости растет. Мол, люди стали более грамотны и сами могут купить и продать квартиру.
Своими мыслями о том, насколько верны такие утверждения, делится генеральный директор агентства недвижимости «ТРИУМФАЛЬНАЯ АРКА» Вячеслав Шеянов:
— Согласен, что количество людей, которые осуществляют поиск квартиры без риэлтора, растет.
— А почему такое происходит. Может быть, комиссия у фирм большая?
— Нет, комиссия здесь вообще не причем. Искать-то люди квартиры ищут, но все равно покупают, как правило, с помощником: адвокатом, юристом или риэлтором, нанятыми для «проверки» объекта. Хотя, как показывает практика, зачастую это играет с ними злые шутки. Потому что защитить интересы клиента может только профессиональный риэлтор. Он выступает здесь в качестве многогранного специалиста.
— И швец, и жнец и на дуде игрец?
— Что-то вроде этого. Он выявляет не только прошлое покупаемого объекта, но и его будущее. К примеру, что с ним может быть в ближайшие годы, как изменится в будущем инфраструктура района. Но сейчас мы говорим о профессионалах рынка, а не о тех, кто называет себя риэлторами, хотя еще вчера занимались совсем другими делами.
— Я слышал, что бывают случаи, когда на сделку клиенты приводят своих юристов. Это так?
— Да, довольно часто к нам клиент приходит со своим юристом. Но в процессе выясняется, что это юрист по трудовому или уголовному праву. Он может быть действительно классным специалистом в своей области, но только не в области недвижимости. Чем он может помочь своему клиенту? Расскажет, как он в суде будет отстаивать его интересы? Но наша задача как раз в том, чтобы так подготовить и провести сделку, чтобы впоследствии в суд не ходить.
— Вячеслав Анатольевич, как вы считаете, почему все же люди ищут квартиры сами?
— Вы посидите у телевизора и посмотрите, что там показывают. Реклама очень убедительно говорит, что все легко и просто, квартиру можно купить, не вставая с дивана. И все у вас будет проверено, и опасности никакие не угрожают. Что удивительно, люди на это охотно ведутся. И думают, а зачем мне обращаться к специалисту, платить ему немалые деньги, если я могу сделать все сам. Но давайте проведем небольшой сравнительный анализ. К примеру, вы можете зайти в любой торговый центр, там продаются инструменты для маникюра или макияжа. Вы можете их купить и сделать себе сами этот маникюр и макияж. Но почему тогда так много салонов красоты? А к хорошему мастеру надо записываться за месяц- полтора вперед. Вы не задавались этим вопросом? С недвижимостью так же, кроме одного момента: цены услуги принципиально различаются – качественная риэлторская услуга стоит очень дорого, по сравнению с ценой маникюра. Но вспомните, как часто мы совершаем сделки с недвижимостью и как часто поправляем ногти. Затраты легко посчитать и сравнить! Но все информационное поле говорит: делай сам, ничего страшного нет, мол, мы вам всегда поможем. Вот и идут к подобным «помощникам».
— А потом…
— Наступают последствия. Порой очень печальные. И нередко мы сталкиваемся с людьми, которые от такой «помощи» пострадали. Если они к нам приходят тогда, когда только решили покупать или продавать недвижимость, то мы тогда можем помочь исправить ситуацию. Но приходят же порой к нам нередко тогда, когда они уже провели сделку. И здесь, увы, помочь уже нельзя. А рисков на рынке очень много. И мы часто об этом говорим, но…
— И опытный риэлтор может эти риски снять?
— Не то чтобы снять, он может их минимизировать. Потому что профессиональный грамотный риэлтор — это не просто человек, это всегда команда: юрист, менеджер, начальник отдела. И у каждого свои функции. Но когда все четко и согласованно выполняют свою работу и вся эта работа посвящена одной теме, чтобы сделка и для продавца, и для покупателя была безопасной, тогда и получаются сделки, за которые счастливые клиенты пишут нам благодарности. Провести сделку не сложно. Важны последствия, которые сделка несет за собой. И их необходимо предусмотреть.
— Хотел еще спросить по поводу адвокатов. Как они ведут себя во время сделки?
— Часто — это театр одного актера. Ведь им нужно деньги клиента отработать. Но как это делать? Можно честно. Приходить к нам, копаться в документах, но это большая колоссальная работа, которая требует сил и средств, а можно прийти на сделку, не изучив до этого ни одного документа, и разыграть спектакль «спасения клиента от недобросовестных риэлторов».
— Но ведь необходимо знание риэлторского дела…
— Безусловно. Чем мы и занимаемся. Но можно пойти другим путем. Показывать клиенту свою якобы работу. Но иногда приходят с клиентом и грамотные юристы, работающие в сфере недвижимости. И тогда у них требования справедливые, они совпадают с нашими требованиями.
— Но и те, кто не особо понимает в недвижимости, тоже же хотят помочь своему клиенту.
— С одной стороны, он хочет искренне помочь, а с другой, порой не знает, как и чем помочь. И тогда его задача напугать нас и в первую очередь своего клиента. А как? Предъявлять разного рода претензии, рассказывать о всевозможных «рисках» подстерегающих участника сделки, таким образом, показывая клиенту свою «высококлассную» работу. Они же не бесплатно оказывают помощь. И реально получается такое мини представление.
— И чем заканчивается?
— Непредсказуемо…
— Клиент понимает и уходит или вы не соглашаетесь вести работу?
— Наш клиент, чаще всего, продавец и мы защищаем его интересы. И когда приходит грамотный юрист, то мы решаем все вопросы. Мы на одной волне и смотрим в одну сторону. Разногласия утрясаем и сделке быть. А когда приходит человек с гонором и не знающий особенностей сделок с недвижимостью, то возникает интересная ситуация. Если требования, которые выдвигают нашему клиенту неприемлемы, мы на сделку не пойдем. Будем искать другого покупателя.
— Скажите, а продавцы приводят своих юристов?
— И такое бывает. Но это абсурд. Перестраховка. Обращаются, к примеру, в Домклик, берут там справку. Потом требуют нотариальный договор, чтоб нотариус поучаствовал. Есть люди, которые по натуре перестраховщики. Им мало гарантий одной компании, им надо гарантию трех «докторов». Это их право. Мы же знаем все требования продавца и сами решаем эти вопросы с покупателем.
— А бывает, что покупатели требуют личной встречи с продавцом, чтобы что-то уточнить или поторговаться?
— Случается и такое. Но это часто плохо заканчивается. Эмоции накалены у обоих сторон. У каждого свои требования. Поэтому мы стараемся, чтобы такого не было. А то они могут переругаться и разрушить сделку. Так что покупатели с продавцами обычно встречаются только на сделке, когда уже все согласовано.