Реставраторы и импортозамещение, часть II: вроде бы да, справляемся

Реставраторы и импортозамещение, часть II: вроде бы да, справляемся

Девелоперы, которым в последнее время пришлось иметь дело с объектами культурного наследия, утверждают, что никаких серьезных проблем с реставрационными технологиями и материалами сегодня нет. И даже реставраторы согласны: импортозамещение справилось

Объем импортного оборудования и материалов, применяемых при реставрации объектов культурного наследия (ОКН), невелик, и за некоторым исключением российские разработчики и производители сегодня закрывают потребности города — такова оценка столичного департамента культурного наследия. Согласны ли с ним девелоперы, которым в последнее время пришлось иметь дело с ОКН (в Москве и не только)? Действительно ли мы справляемся сами или что-то все-таки приходится везти из-за рубежа, чего бы это ни стоило?

Евгений Якубовский, заместитель генерального директора девелоперской компании Vos’hod

«При реставрации выявленного объекта культурного наследия — 200-летнего деревянного особняка купца Масягина, который расположен в Замоскворечье, на территории брендированных резиденций Armani / Casa Moscow Residences, нами использовались материалы исключительно российского происхождения. Учитывая, что мы восстанавливаем особняк, который был построен еще в начале XIX века, было бы нелогично применять технологии и материалы, не свойственные той эпохе. Это бы полностью перечеркнуло тот научный подход к реставрации, которого придерживаются все ведущие эксперты. Для восстановления сруба применялся лучший северный лес из Кировской области, для белокаменного цоколя — аналогичный по качеству известняк и так далее. То есть все, что касается материалов фундамента, стен, кровли, окон, — все отечественного производства. Однако, учитывая класс проекта Armani / Casa Moscow Residences, большинство инженерного оборудования, смонтированного в рамках приспособления уже отреставрированного особняка к современному использованию, произведено за границей».

***

Селим Демиралай, вице-президент по строительству компании «Sminex-Интеко»

«Мы специализируемся на строительстве элитных домов в историческом центре Москвы, некоторые из них — объекты культурного наследия. Их реставрация требует тщательного подбора материалов. Чтобы сохранить наследие и обеспечить обещанное качество, мы перестроили логистические цепочки и продолжаем работать с привычными зарубежными брендами. 20% используемых материалов — импортные. Из других стран мы получаем состав инъекционных растворов для усиления фундаментов и стен, медь для устройства скатной кровли и некоторые виды отделочных материалов. 80% материалов закупаем у отечественных производителей. К примеру, в коллекции клубных особняков «Ильинка, 3/8» при восстановлении исторической кладки стен и сводов используем реставрационный кирпич из России, в городской усадьбе в Орлово-Давыдовском применяем отечественные материалы при воссоздании лепного декора, а для отделки цокольных этажей — природный камень из региональных карьеров».

***

Александр Андрианов, первый вице-президент компании GloraX

«Мы реконструируем объекты культурного наследия в рамках проекта «GloraX Premium Черниговская» в Нижнем Новгороде, в частности комплекс мукомольной мельницы торгового дома «Емельян Башкиров с сыновьями», в который входят здание мельницы, общежитие и лабазы, построенные в XIX веке. Лицензированной организацией была разработана проектная документация для ОКН: она уже согласована соответствующими органами, и в настоящее время мы находимся на этапе разработки рабочей документации. Поскольку мы еще не перешли к этапу работ непосредственно на площадке, то к текущему моменту не успели на практике столкнуться с возможными сложностями, связанными с закупкой материалов. Тем не менее отмечу, что традиционно реставрационные работы включают в себя укрепление конструктива здания, восстановление кладок, а также ряд работ, позволяющих сохранить исторический облик объекта. В процессе используются специальные смеси, восстановительные лаки, кладочные растворы, инъекционные составы, гидрофобизаторы и так далее. Все эти материалы представлены на российском рынке, а многие производятся непосредственно у нас в стране, поэтому у девелоперов не возникает сложности с поставками этих позиций. Что касается закупок за рубежом, в первую очередь там приобретается инженерное оборудование и комплектующие для инженерных систем. При этом, безусловно, претерпели изменения цепочки поставок, однако сами товары по-прежнему можно приобрести на российском рынке. Поэтому в целом мы не наблюдаем дефицита материалов, нет таких позиций, которые невозможно было бы найти и поставить на стройплощадку для проведения работ по реконструкции объекта».

Президент Союза реставраторов России Вячеслав Фатин подтверждает: импортные отделочные и связующие материалы всегда играли большую роль в реставрационных работах, за границей мы закупались много и часто (особенно это касается красок). Но на сегодняшний день нишу уже занимают отечественные производители: реставраторы и подрядчики переориентируются на российские материалы, импортозамещение идет активно, и сказать, что налицо какой-то провал, недоступность тех или иных позиций, нельзя.

Вячеслав Фатин
президент Союза реставраторов России

«Импортозамещение достаточно хорошо справилось, всем реставрационным материалам стопроцентно есть альтернатива. Даже такой, казалось бы, сложный продукт, как мелкодисперсный цемент, уже производится в России, и отечественные производители закрывают эту нишу полностью. И с полной уверенностью могу сказать, что все происходящее никак не повлияло на финансирование и не отразилось ни на работе реставраторов, ни на подходах заказчиков и контролирующих органов: темпы, объемы, качество реставрационных работ — все осталось прежним. Вот что касается оборудования, здесь, конечно, есть определенные сложности: у нас многое было выстроено на европейского производителя, и не все мы можем на 100% закрыть отечественным производством. Сейчас ищем альтернативу, и она, в общем-то, находится — в принципе, идет наполнение рынка другими производителями. Единственное, иногда это сказывается на сроках поставки, но не более того. А заказчики относятся с пониманием и готовы ждать».

Как подчеркивает Вячеслав Фатин, «еще со времен пандемии у реставраторов есть возможность при объективных обстоятельствах продлевать сроки контрактов». И это еще одно основание поверить, что перенастройка реставрационного сегмента пока не сказывается ни на эффективности, ни на качестве его работы.