Архитекторы и дизайнеры, с одной стороны, считают свою среду высококонкурентной. Но с другой, настаивают, что конкуренция — вещь условная: у каждого профессионала свои заказчики, свои козырные карты и свой рецепт победы в конкурентной борьбе
Итак, современный российский рынок архитектуры и дизайна все называют высококонкурентным, и уход с него ряда зарубежных бюро ничего в этом смысле не поменял: борьба за заказчика, кажется, не стала ни легче, ни мягче.
Что думают профессионалы сегмента: насколько в принципе конкуренция обусловливается числом присутствующих на рынке игроков? Есть ли характеристики, которые априори увеличивают шансы архитектурного или дизайнерского бюро на победу: например, стаж присутствия на рынке, наличие в портфолио знаковых проектов, опыт работы за рубежом, медийная активность — насколько все это важно в соревновании с конкурентами? И что конкретно надо делать, чтобы всех обыграть?
Прежде всего BFM.ru поинтересовался мнением руководителя Фонда дизайн-инициатив «I+D» и премии Design.Now издания «Интерьер+дизайн» Алексея Дорожкина — человека, способного взглянуть на тему изнутри и при этом все же чуть со стороны. «Конкуренция — наиболее эффективный двигатель развития любой сферы, а архитектура и дизайн не исключение. Закономерным результатом эволюции интерьерного рынка в России стало появление большого числа профессионалов — как тех, кто стоял у истоков его создания, так и начинающих дизайнеров, уже выросших в условиях цивилизованного рынка, свободы творчества и открытости, а также доступности информации и экспертизы, которую обеспечивала профессиональная интерьерная пресса. С другой стороны, именно интерьерные издания, которые на протяжении многих лет определяли тренды и устанавливали высокие требования к публикации проектов, сформировали устойчивый и требовательный спрос на качественный дизайн со стороны заказчиков. Объективные сложности текущего момента усиливают конкуренцию, но задача профессионалов рынка — сохранить ту этику взаимодействия всех участников процесса, которая сформировалась за эти годы», — считает эксперт.
По его мнению, портфолио проектов, опыт работы — все эти факторы являются немаловажными при выборе дизайнера, а наличие публикаций в изданиях — один из определяющих факторов формирования его репутации. «Независимая экспертная оценка проектов, которую дают профильные конкурсы и премии, — еще одна из составляющих успеха. Именно поэтому важной задачей ежегодной премии нашего издания Design.Now является привлечение внимания к наиболее актуальным проектам в сфере интерьера и дизайна и поддержка профессионалов этого рынка. В этом году на рассмотрение жюри в 11 номинациях было представлено более двух тысяч проектов в области частной и общественной архитектуры, интерьеров квартир и домов, отелей и ресторанов, а также реализованных предметов дизайна и концептуальных проектов. Такое большое количество проектов как нельзя лучше характеризует развитие интерьерного рынка», — уверен Алексей Дорожкин. Но при этом признает, что профессионализм — лишь один из факторов успеха.
Алексей Дорожкин
руководитель Фонда дизайн-инициатив «I+D» и премии Design.Now издания «Интерьер+дизайн»
«Наличие собственного почерка — то, что выделяет конкретного дизайнера среди множества других, — второе немаловажное условие профессиональной реализации. Но помимо объективных факторов, важную роль играет субъективное мнение заказчика. Ведь с ним предстоит взаимодействовать на протяжении долгого периода реализации проекта. Особенно это важно при создании интерьера дома, когда дело касается непосредственно частной жизни. И у общественной, и у частной архитектуры есть свои задачи, которые ставит заказчик. То, как архитектор или дизайнер умеет скорректировать поставленные задачи в соответствии со своим профессионализмом и настроить хрупкий баланс между желаниями заказчика и собственными творческими амбициями, — третье и зачастую определяющее условие успешной работы над проектом».
Согласны ли с этими утверждениями сами архитекторы и дизайнеры? Поговорить о конкуренции BFM.ru пригласил как мастеров с именем, так и начинающих профессионалов — очень уж интересно было посмотреть, насколько различаются их мнения.
Юлий Борисов, руководитель проектного бюро UNK:
«Конкуренция обусловлена количеством предложений и объемом рынка. В строительной сфере, в разных ее сегментах, уровень конкуренции на данный момент отличается. Например, наши коллеги, работающие в сегменте жилья, не испытывают проблем с количеством заказов, так как объем ввода достаточно высокий. Те же проектные организации, кто специализировался на узком сегменте, например исключительно на офисной или торговой недвижимости, могут испытывать проблемы. Если говорить про опыт UNK, то у нас достаточно широкие компетенции, мы работаем в разных сегментах, и жилье традиционно занимало большую часть объема наших проектов, поэтому мы кризис не ощущаем. Также на состояние рынка влияет уход иностранных проектировщиков. Раньше они делали довольно много концепций, сегодня же востребованность нашего архитектурного подразделения стала выше. Но все же я считаю конкуренцию важным элементом развития: она повышает качество продукта и нужна всем участникам рынка. В нашей операционной модели мы не уделяем очень большого внимания изучению долей рынка коллег, стараемся сосредоточиться на качестве продукта, его уникальности, качестве услуг, которые оказываем. На мой взгляд, в этом и есть залог успешного положения на рынке. Сегодня мы наблюдаем высокую турбулентность, которая касается в том числе и кадровых вопросов. Темпы миграции в архитектурной среде возросли, бюро сталкиваются с необходимостью бороться за лучшие умы. Нам помогает гарантия занятости на продолжительный срок и участие в качественных, интересных проектах. Рынок недвижимости и проектных услуг в России кардинально отличается от всех других стран, где мы присутствовали. За рубежом есть разделение на архитекторов, конструкторов, инженеров, консультантов и так далее. А в России другой тип устройства проектного бизнеса, у нас есть генпроектировщики, и заказчику удобно получать весь продукт из одних рук. И мы такую услугу предоставляем в рамках экосистемы, которую создали год назад. Считаю, что на российском рынке это правильно и позволяет полностью контролировать качество услуг на всех жизненных этапах проекта. Так мы получаем предсказуемый результат, соответствующий первоначальному замыслу. Около четырех лет назад у нас уже было понимание, что рынок идет к укрупнению проектных организаций. На рынке остаются крупные девелоперы, и они хотели бы работать также с крупными, устойчивыми и стабильными компаниями. Я вижу необходимость в регулярном обновлении. Так, наше решение о создании экосистемы год назад показало, что такая бизнес-модель пошла нам на пользу».
***
Елена Крылова, основатель и арт-директор Студии дизайна Елены Крыловой:
«По моему личному мнению, конкуренции вообще не существует: практически у каждого дизайнера есть свой заказчик, который хочет работать именно с тобой. Потому что процесс создания проекта — это синергия возникшей эмпатии и живого общения с клиентом, технических знаний и профессионализма дизайнера. Что касается рынка в России, то здесь, бесспорно, работают классные, сильные дизайнеры и архитекторы. Дизайн как направление у нас продвинутый, и нам есть чем гордиться. А молодым специалистам я бы посоветовала осознать свои сильные стороны, свое конкурентное преимущество и развиваться в этом направлении, а также искать ниши, которые еще не заняты. На высокий статус компании влияют многие факторы: длительность присутствия на рынке, разноформатный опыт, портфолио по требованию и так далее. Конечно, всегда предпочтительнее стабильная компания со стажем деятельности хотя бы 10-15 лет. Наличие международного опыта тоже всегда приветствуется: это обогащает практику и дает возможность отследить, какие стили и приемы принимает европейский или азиатский рынок и будет ли это востребовано в России. Если мы возьмем портфолио, то здесь лучшая характеристика — реализованные проекты высокого уровня и требуемого для заказчика класса. Если такого опыта нет, например дизайнер оформлял квартиры, а ему предлагают проект отеля, то с таким заданием он точно не справится. Потому что не понимает масштаб проекта, не знает специфики оформления отеля — от менеджмента до подбора материалов. Даже если дизайнер специализируется на отелях и в активе у него, допустим, проект «три звезды», то приглашать его на «пятизвездочник» без консалтинга тоже не стоит: пятизвездочный люкс имеет свои особенности в оформлении, и у гостей отеля там другие запросы. Ну и, конечно, имеет значение численность компании: заказчик нередко задумывается, есть ли в резерве достаточное число сотрудников. И все-таки на вопрос, что надо делать, чтобы победить в конкурентной борьбе, отвечу философски: не бороться специально, это первое мое правило. Если это действительно ваш проект, то он к вам придет. Предложение проекта для меня — абсолютно судьбоносный шаг. Второе — это постоянное развитие: в нашей сфере необходимо знать самые свежие тренды, вовремя применить идеи из бэкграунда и сгенерировать новые варианты, отходя от типовых историй. Здесь я вижу для себя большие перспективы в обучении, в общении с коллегами, уделяю этому много времени. Третье правило — должен быть драйв от того, чем ты занимаешься, в данном случае от дизайна, оформления пространств. Если есть удовольствие и радость, то про конкуренцию можно и не думать, проектов хватит всем».
***
Максим Игнатов, совладелец архитектурного бюро Kiparh:
«Сам рынок архитектуры и дизайна сейчас находится на стадии, когда он начинает сегментироваться. Поэтому начали появляться такие узкие специалисты, как, например, дизайнер ресторанов, что сразу определяет профессиональную направленность этого человека. То есть речь о дизайнере, работающем в сегменте b2b и только с конкретным видом помещений. Эта тенденция налицо последние несколько лет, и она позволяет рассматривать рынок дизайна и архитектуры как сложносоставной, на котором каждый специалист может занять собственную нишу исходя из своих интересов, компетенций, уровня знаний и таланта. И очень часто бывает трудно найти такого специалиста, поэтому спрос на них велик, а расценки на работу выше среднего. Что касается сегмента b2c, то тут рынок перенасыщен, и зачастую заказчик выбирает из нескольких специалистов. При этом есть разница между архитектурой и дизайном, так как площадей для дизайна строится намного больше, чем, например, коттеджных поселков. Взять любую типовую многоэтажку: целое здание — это огромный фронт работ для дизайнера, ведь речь о десятках тысяч квадратных метров. Запросов на архитектуру значительно меньше, и так как строить частный дом дольше, дороже и труднее, такие заказы реже. Парадоксально, но и цена на архитектуру часто ниже, чем на дизайн, — именно по причине переизбытка площадей под него. Оснований стать победителем в конкурентной борьбе огромное количество, но ключевым фактором в получении заказа является уровень компетенции команды. Поясню: команда, которая относится к своему продукту как к готовому построенному объекту недвижимости, а не просто «проекту», всегда будет востребованна и всегда будет иметь заказчиков. А это значит, что в ней будет масса компетентных специалистов в разных областях. Будь то частный дом или коммерческий объект, везде нужны знания не только о конструктиве, но и о том, как объект работает, какие сценарии жизни в нем воплощаются. То есть проект в данном случае превращается в виртуальную модель, в которой продуманы все возможные варианты использования. Получается, что команда, работающая над проектом, — это множество очень компетентных и дорогих специалистов. Это, в свою очередь, значит, что такой проект не может стоить дешево: вот главная мысль данного тезиса. Почему я затронул тему денег — потому что часто заказчик выбирает в том числе по стоимости и в итоге получает не то, что ожидал. Опыт, количество реализованных проектов запрашиваемого типа, количество реализованных объектов — это самое важное, на наш взгляд. Но в контексте современных реалий необходимо понимать, что медийная активность, которая сама по себе не является показателем компетенций, необходима и она зачастую определяет первичный выбор. Клиент при первом касании выбирает картинку, а потом уже компетенции, но картинка не является показателем качественной работы объекта. Под «работой» я подразумеваю его жизнь, эксплуатацию, ликвидность, если это коммерческий объект, а также комфорт, если это жилой частный объект. Победой архитектурной компании в таком случае и будет победа во всех циклах ее работы, начиная с момента, когда заказчик вообще задумался о новом объекте недвижимости или его дизайне. Поэтому три ключевых фактора победы в конкурентной борьбе: очень хорошее знание своего продукта, внимание к мелочам и позиционирование себя на рынке».
***
Татьяна Ищук, руководитель архитектурного направления Citymakers:
«Конкуренция в архитектурной среде зависит в первую очередь от возможностей игроков рынка реализовывать продуманные и детализированные проекты. Как компания полного цикла, специализирующаяся на создании человекоцентричных городов и пространств, мы стараемся говорить на языке не только строительства, но и смыслов, эффектов, потенциалов, взаимодействия с городским контекстом. Сейчас мир живет и работает очень быстро, и прежде всего каждый заказчик хочет, чтобы его проект был осуществлен в максимально короткие сроки, так что умение их соблюдать и оперативно решать возникающие проблемы — очень важный фактор. Вместе с этим нам кажется важным учитывать, что вы с заказчиком работаете как партнеры: это специфика, философия Citymakers, и с таким отношением мы подходим ко всем проектам. Сегодня обязательно понимать и быть в тандеме, слышать друг друга, одновременно быть гибкими и уметь сохранять свою идеологию на всех стадиях. Более того, важным плюсом будет «игра на опережение»: будьте проактивными и инициативными, старайтесь всегда самостоятельно задавать вопросы, поддерживайте темп проекта. Медийная активность в вопросе конкуренции кажется в некотором смысле второстепенным фактором: хорошо, если у вас есть коммуникации, которые работают над вашим внешним брендом, но чаще всего в нашей отрасли за вас говорит репутация, отзывы заказчиков и партнеров, некоторое отраслевое сарафанное радио. Знаковые локальные или зарубежные проекты есть не у всех бюро, но это не должно демотивировать молодые команды. Понимая это, мы сами стараемся вовлекать в свои проекты разные команды, в том числе молодые. У них может не быть знаковых проектов, но мы видим их творческий потенциал, подход, философию, стараемся направлять и развивать. Важно отметить, что этому очень помогает процедура архитектурных конкурсов, которые мы организуем и проводим. Это простой механизм, который позволяет заказчику не просто познакомиться с потенциальными бюро на уровне их портфолио, но и дает увидеть потенциал идей и мыслей, которые есть у команд относительно конкретного проекта».
***
Иван и Андрей Коренковы, основатели архитектурного бюро Core:
«Конкуренция сегодня довольно высокая, потому что индустрия растет и на рынок выходят молодые бюро. В архитектуре и дизайне много узких направлений, внутри которых есть как признанные лидеры, так и новые имена. Есть и большие игроки, которые стараются охватить все сферы архитектуры, что зачастую довольно непросто. Например, мы с братом независимо развивались в разных направлениях архитектуры и, когда получили достаточно опыта в реализации своих идей, решили объединить компетенции и создать бюро, которое может посмотреть на задачу с разных сторон. На наш взгляд, важно развивать междисциплинарный подход, поэтому мы стараемся создавать в бюро такую среду, где сотрудники не привязываются к узким задачам и могут мыслить шире. По нашему опыту и по наблюдению за ситуацией в профессии, решающую роль в конкурентной борьбе играют уже реализованные проекты и то, насколько эти проекты на слуху. Это если не говорить про некоторые конкурсы, в которых совсем новые имена могут заявить о себе. А вообще, ситуация отличается в зависимости от заказчика, единого рецепта, пожалуй, нет. Для застройщиков, например, важно качество заложенных архитектурных решений: они смотрят на то, как живут реализованные проекты. Для города важно то, насколько бюро умеет находить компромиссы, потому что работа в городе означает в первую очередь взаимодействие с жителями и строгое следование бюджету и срокам на всех этапах. Отдельный фактор — насколько бюро может довести свои идеи до реализации, не растеряв по пути все то хорошее, что было придумано. А путь реализации бывает долгий, сложный и, опять же, с большим количеством компромиссов. Здесь важно, чтобы изначальная идея не осталась на уровне «красивых картинок», а дошла до сдачи объекта и считывалась пользователями пространств, зданий и интерьеров».
Словом, несмотря на молодость архбюро Core, у Ивана и Андрея Коренковых уже есть своя «триада триумфа»: уникальные идеи (учитывающие особенности климата, характер и привычки людей, природные и многие другие локальные факторы каждого конкретного региона), умение эти идеи воплотить и жесткое соблюдение бюджета и сроков проекта.