Когда завещание вступает в противоречие с договором дарения, преимущество отдается последнему, т.к. договор действует сразу после подписания (ст. 572 ГК РФ), а завещание — лишь после смерти его составителя (ст. 1118 ГК РФ).
Поэтому, если условная квартира была завещана одному человеку, а после завещатель подарил ее другому, собственником признается одаряемый — и наследник по завещанию уже не сможет претендовать на это имущество.
Но так должно быть — а вот на деле все может быть совершенно иначе. Поясню на недавнем примере из практики.
Женщина обратилась к нотариусу за наследством: скончалась ее дальняя родственница, за которой она ухаживала много лет. У старушки не было семьи, и она в знак благодарности за поддержку и внимание завещала свою квартиру этой женщине.
Нотариус подтвердил, что завещание действительно имеется, вот только на день смерти квартира бабушке уже не принадлежала — значит, унаследовать ее нельзя.
Выяснилось, что менее чем за 3 года до кончины пожилая женщина подписала договор дарения своей единственной квартиры с неким мужчиной. Им оказался ее бывший сосед по даче — и теперь он был законным собственником недвижимости.
Женщина заподозрила неладное: никто из близкого круга общения покойной раньше этого мужчину не видел, все знали, что бабушке помогала только она, и о завещании тоже всем было известно.
Поэтому она обратилась в суд с иском о признании договора дарения недействительным: текст договора был составлен с ошибками и опечатками, а сама дарительница на момент подписания документа была уже в преклонном возрасте и вряд ли осознавала, что делает (ведь она подарила свое единственное жилье постороннему человеку).
Суд назначил посмертную экспертизу — и специалисты, исследовав медицинские документы, дали заключение, что дарительница на момент подписания спорного договора имела психическое расстройство, которое не позволяло ей в полной мере осознавать суть происходящего.
Вкупе с другими обстоятельствами дела (дарение пожилым человеком своей единственной квартиры постороннему) суд признал иск обоснованным и отменил договор дарения как недействительную сделку (ст.ст. 166, 177 ГК РФ).
В вышестоящих инстанциях это решение устояло — так что наследнице удалось получить завещанную ей квартиру, несмотря на сделанное позже дарение (определение ВС Республики Карелия, № 33-3207/2022).