Сегодняшний покупатель очень внимательно подходит к тому, что приобретает, благо на рынке недвижимости существует жесткая конкуренция: чего не даст один застройщик, предложит другой. Цены на квартиры настолько высоки, а ипотека столь недоступна, что потребитель не хочет платить за те слагаемые своего нового жилья, которые ему не жизненно важны. А какие же по-настоящему важны? Мы пообщались с крупными девелоперами и узнали, какие решения для дома оказались самыми востребованными в уходящем 2024-м. А еще предложили им заглянуть в будущее и сделать прогноз о том, какие опции станут трендами в 2025 году.
В массовом сегменте
По данным «Самолета», список самых популярных опций на московском рынке возглавили кондиционеры (34%), комплекты крупной бытовой техники (23%) и система «умный дом» (19%), в то время как наименее востребованными оказались французские балконы (7%). А вот остекленные балконы, наоборот, пользуются на рынке высоким спросом: покупателями они воспринимаются как продолжение квартиры.
Пользователи оказались заинтересованы в готовых технологических решениях для дома, особенно в датчиках для контроля протечек и охранной сигнализации: за эти элементы готовы доплачивать до 1,1% от стоимости квартиры.
Интересно, что платить за эти дополнительные опции люди готовы, но по минимуму. Например, до 150 тысяч рублей за открытый балкон и до 300 тысяч рублей — за остекленный. Еще 19% респондентов сообщили о том, что они готовы заплатить сверху от 300 до 450 тысяч рублей за планировку с мастер-спальней.
Те покупатели, которые хотят приобрести квартиру сразу с бытовой техникой, отдают приоритет стиральным машинам (90%), микроволновым печам (67%), чайникам (67%) и телевизорам (65%). За ними с небольшим отрывом следуют пылесосы (62%) и утюги (54%), а самыми невостребованными приборами оказались кухонные комбайны (18%), грили (17%). При этом почти половина респондентов (48%) готовы доплатить за комплект бытовой техники до 150 тысяч рублей, каждый пятый (20%) — до 250 тысяч рублей, а еще 31% покупателей готовы потратить на электрические приборы более 300 тысяч рублей.
По видовым характеристикам на первый план выходят квартиры с видом на парк, лес или воду. За хороший вид из окна большинство покупателей готовы доплатить до 100 тысяч рублей, а в некоторых случаях — до 150 тысяч рублей. Фаворитами при этом остаются окна из ПВХ (55%) с двухкамерными стеклопакетами (50%) и подоконниками либо из пластика (33%), либо из искусственного камня (30%). Большинство респондентов также хотят, чтобы у них в квартире было панорамное остекление (71%), но не от пола до потолка — по мнению покупателей, это непрактично (нельзя поставить батарею) и неуютно («как в аквариуме»).
Девелопер также поделился данными, какую отделку выбирают покупатели. Самый популярный вариант — чистовая: его рассматривают 50% респондентов. Второе место по востребованности занимает отделка white box (37%). Варианты с черновой отделкой покупатели выбирают только в том случае, если они значительно дешевле остальных — на текущий момент приобрести квартиру в бетоне планируют всего 13% клиентов.
«Если говорить про зарождающиеся тренды, то сейчас рынок явно взял курс на увеличение количества летних пространств в жилых комплексах — это касается как привычных балконов и террас, так и пока что диковинных для нас эксплуатируемых кровель. Также стоит ожидать изменений в планировках: в новых проектах, например, скорее всего резко повысится доля квартир с кухнями-гостиными и мастер-спальнями — вплоть до 100%. А вот с некоторыми трендами, наоборот, придется попрощаться — например, с готовыми мебельными сетами. Раньше их часто включали в ипотеку, однако вместе со снижением доступности ипотечных кредитов клиенты снова начали покупать квартиры без меблировки», — делится прогнозами на 2025 год директор по продукту группы «Самолет» Леон Пряжников.
В бизнес-классе
Похожие цифры можно увидеть и в сегменте бизнес-класса. Аналитики компании Touch сообщают, что почти 70% клиентов в Москве так или иначе интересуются квартирами с готовой отделкой. Это подтверждают продажи: лоты с финишной отделкой в этом году оказались чуть ли не самыми востребованными во всем портфеле компании.
Причем комплект отделки включает в себя полностью оборудованные санузлы с приятными бонусами вроде полотенцесушителя и теплого пола, кондиционеры и розетки в каждой комнате, точечные светильники и обустройство балконов и лоджий.
«Преимущества таких квартир очевидны: стоимость ремонта можно включить в ипотеку, можно сразу заехать в квартиру после получения ключей, не нужно заниматься выбором отделочных материалов, долгим изучением каталогов строительных магазинов, продумывать логистику доставки, не нужно искать надежного прораба и бригаду, общаться с ними и жить в ожидании переезда в квартиру, срок завершения отделки в которой постоянно отодвигается. Покупатель получает действительно готовую квартиру, которую достаточно дополнить мебелью и декором», — рассказывает управляющий партнер Touch Сергей Шиферсон.
В бизнес-сегменте популярностью продолжает пользоваться опция объединения квартир на одном этаже. Представители компании Sezar Group рассказали, что в их жилых комплексах – и готовых, и только строящихся – такая возможность обеспечена конструктивом здания. Проектное решение изначально предполагает отсутствие несущих между двумя соседними квартирами, что позволяет девелоперу делать индивидуальное предложение практически на любой запрос по площади и конфигурации жилого пространства.
«Вне зависимости от ситуации на рынке есть семьи, которые в силу объективных или субъективных причин хотят жить в большой квартире, и нам важно, чтобы именно в наших ЖК они находили лучшее решение. Это возможно только, когда это решение персонализировано. В том, что эта стратегия работает, мы неоднократно убеждались, особенно в сегменте бизнес-класса», – комментирует директор департамента продаж Денис Демьяненко.