Конструктивизм, высотные небоскребы, игры с объемами и сломом привычных линий – такие проекты часто попадают в архитектурные журналы и выигрывают международные конкурсы. Но в реальности они составляют не более 5-10% городской застройки во всем мире. Основная же часть девелоперов обращается к классическому архитектурному языку – в расчете, что такие здания и через сто лет будут актуальны. Давайте же посмотрим, какие приемы, забытые или отвергнутые зодчими, в XX и XXI веках вновь обрели популярность и стали новой классикой.
Цветные фасады в архитектуре
Городская колористика долгое время подчинялась закону наименьшего сопротивления: фасады либо сохраняли натуральный цвет своих материалов, либо окрашивались в светлые оттенки. Однако в классической архитектуре цвет играл немаловажную роль. Так, на самом деле, античные здания были ярких цветов, а не белые, как мы привыкли думать. Тем не менее, в средневековье допускался только белый цвет как олицетворение божественного, после чего архитектура многие столетия концентрировалась на форме зданий, а самостоятельное значение цвету зодчие чаще всего не придавали.
В XX веке отношение к цвету было пересмотрено и стало восприниматься не только в качестве декоративного и символического, но и формообразующего элемента. Культовый модернист, один из наиболее значимых архитекторов ХХ века Ле Корбюзье считал, что цвет может менять пространство, форму и конструкцию. Например, такова знаменитая постройка Ле Корбюзье, бетонный семнадцатиэтажный жилой комплекс на 337 квартир с балконами, боковые стенки которых были выкрашены в красный, зеленый и желтый цвет для придания индивидуальности каждому жилому блоку.
В России с приходом стиля модерн здания получают колористические решения фасадов, не похожие ни на что созданное ранее. Модерн создает свою цветовую архитектуру, значительно расширив цветовую палитру строений и функциональные возможности цвета в создании архитектурного образа. Самые выдающиеся образцы стиля модерн немыслимы без уникальных цветовых решений: гостиницы «Метрополь» в Москве – без бирюзовых майоликовых панно авторства Михаила Врубеля или дом герцога Лейхтенбергского в Санкт-Петербурге – без сине-голубой мозаики, сливающейся с небом Северной столицы на фоне фасадов насыщенного коричневого цвета.
Новые жилые проекты, вдохновленные этим стилем, перенимают цветовые решения, которые из ряда революционных для своего времени перешли в разряд современной классики. Для проектов комфорт-класса застройщики не боятся выбирать яркие и насыщенные цвета, используя их не только как декоративный элемент, но в качестве элементов навигации. В числе пионеров, которые внесли разнообразие в колористику фасадов, была ГК «Крост». Для ЖК «Арт» в Красногорске художник-авангардист Марио Арла сделал крупнейшую в мире абстрактную графическую композицию в ярких цветах высотой 140 м и площадью 45 тыс. кв. м.
«В высокобюджетных же комплексах отдается предпочтение более глубоким и натуральным цветам – бежевому и серому», – обращает внимание Денис Лола, директор по стратегическому маркетингу Formula City.
Высокие потолки
Вплоть до XX века в каменных домах делали высокие потолки – от 3,5 до 6 метров, руководствуясь принципами классической архитектуры, основанной на пропорциях золотого сечения. Еще древнеримский архитектор Витрувий разработал идеальные пропорции комнаты. «Золотым размером» он назвал соотношение сторон 4 на 6 метров с высотой потолков 4,5 метра. Был и прагматичный аспект – из-за печного отопления вредные продукты горения концентрировались под самым потолком, поэтому важно было делать их высокими, чтобы жильцы не дышали гарью.
Поворот в сторону функционализма и массового жилья «подрезал» такие планировки. Уже упомянутый Ле Корбюзье придумал «модулор» — систему расчетов, которая позволяла создавать практичную архитектуру. За основу он взял человека со средним ростом 175 см и рассчитал, что минимальная и вполне подходящая высота потолка в жилье — 223 см. В России же по ГОСТу высота потолка должна составлять не менее 2,7 метра.
Однако сейчас в высокобюджетных сегментах востребованы классические высокие потолки, поскольку они дают ощущение простора, свободы и воздуха. Минимальная высота потолков должна составлять не менее 3 метров в бизнес-классе и 3,1 — в премиальном сегменте. Так, согласно опросу «БЕСТ-Новострой», для 63% россиян минимально приемлемая высота потолка в квартире — 2,8 метра, еще треть готовы только к потолкам не ниже трех метров.
Фасадная и архитектурная керамика
Первые образцы фасадной керамической плитки были найдены в Междуречье в 4 тысячелетии до нашей эры. В Египте, Персии, Арабском халифате керамическая плитка широко использовалась для внутреннего убранства, а также фасадов храмовых комплексов и дворцов. В Европе она появилась только в VIII веке. Однако самым распространенным вариантом ее использования были полотна на библейские сюжеты в церквях, что позволяло даже неграмотному населению ознакомиться со Священным писанием. Позже керамическая плитка стала использоваться в интерьере, особенно с изобретением ее машинного производства.
Модерн вернул многоцветную керамику в арсенал самых востребованных выразительных средств архитектуры. Архитекторы оценили этот материал, способный превращать фасады настоящие художественные произведения, которые не теряют красок со временем. В обеих столицах России и других городах мы найдем множество удивительных фасадных решений с применением фасадной керамической плитки, которые и по сей день выглядят современно и задают тон новой застройке.
Сейчас застройщики также активно используют этот фасадный материал, особенно в проектах в стиле модерн и ар-деко, что позволяет сделать оммаж к шедеврам той эпохи.
Мансарды
Точно не известно, когда появились мансарды, но популяризировал их французский архитектор Франсуа Мансар в XVIII веке. Такое жилье под самой крышей считалось наименее престижным и позволяло расселить самые бедные слои населения, которым не хватало средств на лучший вариант. Так, в романе «Преступление и наказание» Родион Раскольников снимал угол именно в мансарде. В СССР с приходом типовой застройки мансарды ушли в прошлое.
Классические квартиры с мансардами в российских новостройках – сейчас большая редкость, причем представлены они в единичных проектах премиального и элитного сегмента. Чаще всего их можно встретить в Санкт-Петербурге, где изначально была сильна мода на европейскую архитектуру. Правда, 90% квартир с мансардами относятся ко вторичному рынку в исторической части города, причем они имеют довольно сомнительные качественные характеристики.
«Как правило, в современных домах на верхних этажах проектируются самые дорогие квартиры разного формата: двухуровневые, со вторым светом, с мансардой или террасой, а также возможностью установить камин», – говорит Денис Лола.
Классика вечна!
Многие века архитекторы опирались на заветы классиков от Древней Греции и Рима до начала ХХ века. Менялись фасады, декор, высотность, но форма, пропорции и другие базовые элементы оставались прежними или близкими к нем. Радикально новое видение внес конструктивизм, однако этот стиль и его последователи остались в поле ярких, но редких экспериментов. Уже через 10-20 лет произошел возврат к классическим формам.
Запросы потребителей тяготеют к классике – сталинский ампир до сих пор покупают для жизни, а к конструктивистским домам преимущественно водят экскурсии, поскольку по реальным показателям комфорта они уступают зданиям в традиционном стиле. Современным архитекторам не нужно копировать римский Пантеон или Смольный институт благородных девиц. Но обращение к классическим канонам в пропорциях и ритмике, внимание к принципам планирования и организации пространства помогает создавать дома, которые не устареют через 10-20 лет и всегда будут пользоваться спросом у покупателей.
Особенно это актуально для новых проектов в окружении исторической застройки, которые нужно органично вписать в контекст и сделать так, чтобы они выглядели современно. «Так, для премиального дома на Евгеньевской улице архитекторы постарались найти баланс между историческими постройками петербургского Мытного двора, которые будут реставрированы и частично восстановлены, и новым строительством. Для этого в последних будут использоваться как раз вышеописанные классические архитектурные приемы: колористика фасадов, квартиры с высокими потолками и мансардами», – приводит пример Денис Лола.