Депутаты Государственной думы приняли закон, дающий право правительству устанавливать признаки неиспользования земельных участков в населенных пунктах, а также в садоводческих и огороднических товариществах.
Собственники таких участков обязаны использовать их по целевому назначению. Однако срок, в течение которого должно начаться использование участка, а также признаки, с помощью которых можно сделать вывод о неиспользовании земли, действующим законодательством не установлены.
Изменения, которые вносит принятый закон в Земельный кодекс и ст. 23 ФЗ-217 «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд» должны также защитить собственников земельных участков от произвольных оценок проверяющих. Если установлены четкие критерии, то понятно — используется участок или нет.
Спросили у экспертов, смогут ли штрафовать или изымать землю у собственников неосвоенных и заброшенных земельных участков.
Цели законопроекта
В пресс-службе Росреестра изменения в законодательстве «РБК-Недвижимости» объясняют тем, что одна из целей создания садоводческих и огороднических некоммерческих товариществ — содействие гражданам в освоении садовых и огородных земельных участков.
В ведомстве обращают внимание, что термин «освоение земельного участка» уже фигурирует как в земельном, так и в гражданском законодательстве. В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса правообладатель обязан своевременно приступать к использованию земельного участка, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами. Если земельный участок предоставлен для строительства, правообладателю также дается время на его освоение.
Руководитель юридической приемной Московского союза садоводов Ваге Рыбченко добавляет, что уже действующее законодательство также предусматривает административную ответственность за неиспользование по целевому назначению участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства и огородничества (ст. 8.8 КоАП). За такое нарушение для граждан предусмотрен административный штраф в размере 1–1,5% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 20 тыс. руб.
Но отсутствие в законодательстве конкретных сроков, за которые правообладатель участка должен начать его использовать, а также признаков неиспользования такого участка, зачастую препятствовало их более эффективному использованию и вовлечению в хозяйственный оборот земель, добавляет исполнительный директор Клуба инвесторов Москвы Владислав Преображенский. По словам эксперта, законодательные изменения устанавливают обязанность собственников своевременно приступать к использованию земельных участков во всех без исключения случаях.
Для государства в целом такой закон является обоснованной и последовательной в связи с необходимостью обеспечения эффективного и рационального использования земель, однако для правообладателей земельного участка принятие данного законопроекта означает повышение рисков изъятия земли в связи с нецелевым использованием, считает адвокат, юрист практики недвижимости и строительства КА «Регионсервис» Александра Марценюк.
Посредством введения специального понятия «освоение земельного участка» законодатель устранит правовой пробел и конкретизирует процедуру изъятия у правообладателей земельных участков. Потому в нынешнем виде этот законопроект — отсылочный к уже существующим нормам, добавляет Ваге Рыбченко. Эксперт считает, что после принятия законопроекта, вероятно, будет новое постановление правительства, в котором уточнят понятие «освоение земельного участка».
Какие проблемы решит законопроект
В Росреестре считают, что новый закон решает многолетнюю проблему неосвоенных земельных участков и предусматривают разумный трехлетний срок для их подготовки. «Например, нужно время, чтобы граждане осушили участок, убрали сорную растительность, создали правильный рельеф, протянули временные сети, снесли старые мешающие объекты», — пояснили в пресс-службе ведомства.
Закон решает и проблему заброшенных участков, которая в последние годы постоянно озвучивалась органами государственной власти, органами местного самоуправления, председателями садоводческих и огороднических товариществ. Такие участки, расположенные по соседству с используемыми земельными участками, зарастают, становятся источником растений-вредителей и создают угрозу возникновения пожаров, подчеркивают в Росреестре. Это недопустимо прежде всего для земель населенных пунктов и для садоводческих и огороднических товариществ, где люди постоянно находятся или проживают, добавляют в пресс-службе ведомства.
«Большое количество заброшенных участков существенно затрудняет деятельность садоводческих и огороднических товариществ. Владельцы таких участков фактически не участвуют в жизни СНТ и ОНТ, зачастую у них копятся долги по взносам. Из-за этого дачники не могут оперативно решить вопросы, связанные с деятельностью их объединений», — говорится в комментарии пресс-службы Росреестра.
Массового изъятия земель не будет
В Росреестре поясняют, что основная задача — не наказание собственников или изъятие у них земельных участков, а их возвращение на свои участки для надлежащего использования. Законопроект фактически создает механизм воздействия на лиц, которые годами или даже десятилетиями не используют земельные участки, прикрываясь тем, что им нужно время для освоения земли.
Введение нового вида наказания закон не предлагает, а новые основания для изъятия земельных участков законопроектом также не предусматриваются, резюмируют в пресс-службе Росреестра.
Даже после внесения предлагаемых изменений порядок действий останется прежним — решение об изъятии принимается только судом, после чего участок выставляется на торги, подтверждает управляющий партнер Zharov Group Евгений Жаров.
Однако Ваге Рыбченко обращает внимание на отсутствие четко отлаженного механизма изъятия земельных участков. По словам эксперта, отдел, занимающийся этим, насчитывает лишь несколько сотрудников. А это означает, что, например, четыре-пять человек не в состоянии охватить 600–700 подмосковных СНТ и принять меры по всем заброшенным и неосвоенным участкам.
«По своему опыту работы с председателями СНТ могу сказать, что сейчас можно выявить нарушение, но вот дальше сдвинуть процесс весьма проблематично. Добиться того, чтобы приехали и зафиксировали все, практически невозможно. Для этого нужно больше людей и выездных мероприятий контролирующих органов», — резюмирует Ваге Рыбченко.