Тема дифференцированного тарифа на электроэнергию для населения является по-настоящему сложной. Многие боятся, что из-за такой меры суммы в «платежках» заметно вырастут, однако и регулирующие органы, и эксперты едины в своем мнении – 95% простых потребителей не ощутят на себе нововведений. Однако чтобы механизм работал эффективно, его нужно постоянно регулировать и по мере необходимости корректировать. Именно пути усовершенствования дифтарифа обсуждали на практическом семинаре ФАС России по тарифному регулированию.
Предпосылки для прогрессивного тарифообразования
Стоимость электроэнергии для населения в России находится ниже экономически обоснованного уровня. Чтобы компенсировать выпадающие доходы, повышенные платежи устанавливаются для бизнеса. Данный механизм называется перекрестным субсидированием.
Изначально «перекрестка» называлась мерой для социальной поддержки граждан, однако на деле выяснилось, что наибольшую пользу от субсидии получают наиболее состоятельные граждане, имеющие крупную недвижимость, электроавтомобили и платящие за огромный объем электричества пониженную цену. Потребитель же со средним потреблением на себе эту поддержку практически не ощущает.
Более того, льготные тарифы используются некоторыми нецелевым образом – граждане создают кустарные производства в гаражах и свободных помещениях домов, извлекая из такой деятельности прибыль, но платя за электроэнергию, как обычный потребитель. По той же схеме действуют и «серые» майнеры криптовалют, которые устанавливают фермы в квартирах и «бытовках», школах и подвальных помещениях домов.
Такие граждане не уплачивают налогов от «предпринимательской» деятельности, а также наносят вред энергетической системе региона и страны в целом. Все дело в том, что стандартная мощность подключения жилых помещений не предназначена для повышенных нагрузок. В результате, например, майнинга нагрузка на электросети кратно возрастает, что вызывает риск обрыва сетей и нарушения энергоснабжения, пожаров и т.д. При этом энергетические компании недополучают значительные средства для инвестиций в модернизацию сетей.
Генеральный директор «Русэнергосбыта» Михаил Андронов отметил: «Пока потребители будут иметь не дифференцированный тариф, который должен быть, а просто тариф — всегда будут проблемы с инвестициями (в энергетику, в сетевой комплекс)».
Для борьбы с нецелевым использованием льгот и сокращения объема перекрестного субсидирования и был придуман механизм дифференцированного тарифа на электроэнергию.
«По нашему мнению, дифференцированный тариф помогает бороться с перекрестным субсидирование и нелегальным майнингом криптовалют», - подчеркнул в ходе семинара ФАС замглавы службы Геннадий Магазинов.
Смысл механизма простой – чем больше потребляешь, тем больше платишь. При этом для определения тарифной сетки будет введено три диапазона потребления: первый – с сохранением льготного тарифа, второй – с повышенным коэффициентом и третий – с тарифом, сопоставимым с ценой для оптовых потребителей.
Доработка механизма
На сегодняшний день в 53 российских регионах приняли решение о применении дифференцированных тарифов, с 1 мая ожидается введение механизма еще в 20 регионах страны, утверждает ФАС. Однако по мере распространения дифтарифов были выявлены «слабые» места, требующие корректировок.
Одним из них является отсутствие единой методологии установления диапазонов потребления. Большинство регионов, где с 1 июля заработает дифтариф, установили границы первого диапазона на уровне 10 тыс. кВт ч в месяц, что недостижимо в условиях подключения мощностью 15 кВт. При этом в данный диапазон также попадут крупные домохозяйства с бассейнами, саунами и иными предметами роскоши, а также домашние майнинговые фермы. Таким образом, дифференцированный тариф не выполнит своей роли и не отсечет крупных потребителей электроэнергии.
«Мы видим диапазоны потребления на уровне более 40 тысяч кВт ч в месяц, интересно было бы пообщаться с коллегами и узнать, как эти диапазоны устанавливались, исходя из каких соображений. По всей видимости, регионам потребуется помощь федерального центра (в проработке диапазонов потребления)», - уточнили в ФАС РФ.
С этим согласны и в ассоциации «Совет рынка» (объединяет участников оптового энергорынка). Глава ассоциации Максим Быстров отметил: «Большинство регионов, которые ввели дифтариф, установили границу первого диапазона на уровне 10 тыс. кВт ч в месяц. На наш взгляд, эта граница имеет «декоративный характер», мы предлагаем нормативно закрепить определение максимальных пороговых значений первого и второго диапазона энергопотребления. Этими значениями должны будут руководствоваться региональные органы власти при принятии соответствующих решений».
Он также предложил установить границы первого диапазона на уровне 2,5 тыс. кВт ч в месяц в летний период и 5 тыс. кВт ч в месяц зимой.
Параллельно с этим в Федеральной антимонопольной службе уже работают над созданием единой методологии установления диапазонов потребления, призывая регионы более адекватно оценивать параметры установления дифференцированного тарифа. «Служба будет проводить работу по детальной настройке диапазонов в каждом регионе», - подытожили там.