«Все встречающиеся в природе изменения происходят так, что если к чему-либо нечто прибавилось, то это отнимается у чего-то другого», – так великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов сформулировал закон сохранения вещества в своем письме математику Леонарду Эйлеру в июле 1748 года.
И с тех пор ничего не изменилось. Площадь строящихся квартир все время уменьшается, а количество приобретаемых россиянами вспомогательных помещений только увеличивается. Давайте разберемся в причинах и следствиях этого научного явления.
Балконы исчезают
На какие только хитрости не идут девелоперы, чтобы сделать поменьше, а продать подороже. И вот уже в строящихся домах массово пропали балконы. Правда, когда покупатели начали возмущаться и отказываться от приобретения таких куцых квартир, застройщики стали выкраивать лоджии из комнат внутри помещений.
Одновременно с этим пошли в рост продажи кладовых, и уже редкая новостройка не содержит их в своем проекте. Они встречаются как на верхних этажах рядом с квартирами, так и в подземной, цокольной части. В народе даже сложилось мнение, что они появились как замена балконам и лоджиям, потому что людям стало негде хранить свои вещи. Но специалисты утверждают, что это не так.
Вера Стефан, коммерческий директор ASTERUS, объясняет: «Увеличение продаж кладовок никак не коррелирует с исчезновением балконов в столичных ЖК. В первую очередь на популярности кладовок сказалась тенденция к уменьшению средней площади квартир, которая с нами уже несколько лет».
К сожалению, нарезка квартир в новостройках и правда «скукоживается» уже который год подряд. Виной тому и снижение уровня доходов населения, не успевающих за инфляцией, и банальная жадность девелоперов, направленная на получение дополнительной прибыли. Также в этом обвиняют инвесторов, скупающих по льготной ипотеке студий для аренды.
«Средняя площадь реализованной квартиры действительно снизилась на 0,7 кв. м, или –1,4% (с 45,1 кв. м в 2022 г. до 44,4 кв. м в 2023 г.). Площадь проданной кладовки осталась неизменной – 4,3 кв. м», – подтверждает Виктория Ковалевская, руководитель «ГлавстройРегионы».
Участки отступают
Рост продаж кладовых также может быть вызван уже практически полным отказом граждан от использования дачных участков. Уже выросло и обзавелось своими детьми поколение людей, которым чуждо тратить выходные, пропалывая огород. А раз нет дачи, то и ненужные вещи девать некуда. Разве что купить кладовую.
Дмитрий Старшинин, гендиректор по продажам SPN24, информирует: «Спрос на нежилые помещения, в частности на кладовые, увеличивается, о чем свидетельствуют данные регистрации ДДУ. При этом прирост может быть еще выше, так как основной объем продаж происходит после ввода дома в эксплуатацию, когда жильцами осознается потребность в дополнительном пространстве».
Редко кто, покупая квартиру, заодно берет еще и вспомогательные помещения. Обычно на это нет свободных средств, да и непонятно еще, понравится жить на новом месте или нет. Исключение обычно делается только для машино-мест. А вот кладовые приобретают только тогда, когда обживаются надолго.
«Квартиры, кладовые и машино-места продаются на разных этапах строительства жилого комплекса, а значит, и в статистике отражаются не одновременно. При этом кладовые являются также одним из самых доступных объектов для инвестирования в недвижимость, что вносит свой вклад в инвестиционный спрос», – напоминает Илья Фролов, партнер компании Stenoy.
Существует целая категория инвесторов, которые выкупают машино-места и кладовые в новостройках еще на этапе котлована, чтобы потом сдавать в аренду или перепродать жильцам дома через несколько лет после его ввода в эксплуатацию, когда потребность в таких помещениях, а соответственно и стоимость, увеличиваются в разы.
Кладовки растут
Кладовые, которые расположены на верхних этажах, как правило, дороже находящихся внизу. Как ни стараются застройщики, разбивая служебные помещения на первых этажах на множество мелких клетушек без водоснабжения и канализации, находятся предприимчивые деятели, которые скупают их, объединяют и продают затем под офисы или даже магазины. С келлерами такого не происходит.
Денис Коноваленко, партнер Prime Life Development, уточняет: «Чаще всего келлеры располагаются на подземном этаже в стилобатной части, попасть в них можно на лифте, минуя жилую часть. Вариативность площадей очень разнообразна – в среднем от 2,60 до 10,43 кв. м».
Обычно кладовые и машино-места встречаются в жилых домах комфорт-, бизнес- и премиум-класса. Экономичное жилье подобным похвастать не может – здесь важен каждый метр самих квартир. Но при этом даже самые дорогие комплексы, обладая большими размерами, не отстают от «середнячков» и тоже активно используют кладовые помещения.
«В элитном сегменте не зафиксировано существенного снижения площади лотов, а также нехватки балконов и лоджий. Однако и здесь мы отмечаем повышенный интерес к кладовым помещениям – это связано с новыми предпочтениями аудитории, их стремлению создать эргономичное и комфортное пространство с преобладанием минимализма в интерьере», – комментирует Диана Гайнуллина, директор по маркетингу .Sense.
Объемы продаж кладовок будут расти и дальше. Невозможно представить себе современного человека, не имеющего лишних или сезонных вещей, которым нет места в квартире. Тем более что эти удобные помещения были с нами всегда – сени в русской избе, сараи рядом с бараками, ячейки в подвалах кооперативных домов и, наконец, удобные и светлые кладовки на одном этаже с квартирой.