Как подготовить комнату первоклашки к школе: подробный гайд для родителей

Как подготовить комнату первоклашки к школе: подробный гайд для родителей

Считанные дни остаются до начала нового учебного года. Для детей и их родителей это время активной подготовки к школе: покупка формы, канцтоваров, учебников. Особенно ответственно к этому подходят семьи первоклассников: будущим школьникам нужно помочь адаптироваться к новому этапу в жизни. Немаловажную роль здесь играет и подготовка комнаты для ребенка. Проект ДОМОСТРОЙНН.РУ пообщался с дизайнером и психологом и выяснил, как правильно распределить пространство в детской, чтобы создать для первоклашки комфортные условия для учебы и отдыха.

Зонирование

Одной из первостепенных задач родителей первоклассника является четкое понимание того, что ребенок, хоть уже и идет в школу, но продолжает оставаться ребенком. Ему нужно помочь привыкнуть к мысли, что в его жизни начались перемены. В этом как раз поможет зонирование комнаты на три основных пространства: для сна, для учебы и для игр.

Для обустройства первой из них нужна комфортная кровать с правильно подобранным матрасом. Важно понять, что детям, так же как и взрослым, после трудового дня нужно восполнить свои силы, поэтому зона отдыха должна быть максимально удобной. Также специалисты советуют покупать кровать «на вырост», ведь за пару лет ребенок станет заметно выше, а приобретать новую мебель — дело затратное. Что касается цветовой гаммы, то лучше сделать выбор в сторону спокойных, пастельных или природных оттенков, которые будут способствовать расслаблению.

Зона для учебы должна стать основным пространством комнаты, которое нужно продумать до мелочей. Главное — письменный стол. Он не должен быть слишком большим или маленьким, чтобы было место для книг, тетрадей и других принадлежностей. Нижегородский практикующий дизайнер и хоумстейджер Саша Максимова рекомендует родителям отдать предпочтение мебели, которая регулируется по высоте. Так можно сэкономить на покупке нового стола и стула каждые два-три года, а школьнику не придется заново привыкать к новому расположению полок и шкафчиков.

А вот крутящихся стульев в комнате первоклашки быть не должно, считает педагог-психолог МБДОУ «Детский сад № 388» Нижнего Новгорода, психолог-консультант Елена Бондаренко. По ее словам, усидчивость у семилетнего ребенка еще низкая, а такой стул не способствует ее формированию.

Несмотря на начало школьной поры, первоклассник остается ребенком, которому необходимы игры. Поэтому отдельная зона для этого необходима. Однако не стоит уделять ей центральное место в комнате, чтобы не отвлекать внимание ребенка. Как рассказала Саша Максимова, хранить игрушки можно на полках или в специальных коробках, которые легко складываются и раскладываются.

Елена Бондаренко отметила, что при переоборудовании детской комнаты главное, не нанести вред ребенку. Не стоит полностью отказываться от игрушек, ведь эти вещи могут нести ценность для будущего первоклассника.

«При переустройстве комнаты ребенка важно не усилить его стресс, а исходить из принципа разумности: не выкидывать все то, что, на ваш взгляд, ему не нужно. Все изменения в детской нужно обсудить и согласовать с ребенком, ведь именно ему здесь жить и трудиться. Не нужно категорично избавляться от всех игровых пристрастий и детских вещей. Оставьте в игровой зоне коробку с любимыми игрушками и дорогими сердцу вещами, оставьте место для секретика, позвольте ребенку хоть иногда в своей комнате чувствовать себя малышом», — советует эксперт.

Эргономика и безопасность

Комната для ребенка должна быть не только многофункциональной, но и удобной и безопасной. Саша Максимова отмечает, что во избежание травм у маленького хозяина между кроватью, рабочим столом и игровой зоной нужно обеспечить пустое пространство, чтобы он не спотыкался и не падал. Также важно уделить внимание проводам от электроприборов и светильников: дизайнер советует прятать их в стены или под плинтуса. А розетки лучше закрыть пластмассовыми заглушками.

В детской комнате лучше отказаться от хрупких предметов, стеклянных дверец или хрустальных светильников. Для безопасности и дополнительного уюта можно повесить люстру из пластмассы или текстиля. Также лучше отказаться от тяжелых настольных ламп. Но важно помнить, что рабочее место школьника должно хорошо освещаться: дневным светом из окна и светильниками. Саша Максимова отмечает, что лампы с теплым светом (около 2700–3000 K) создают уют и способствуют расслаблению. Их можно вешать над спальной зоной. А холодный свет (4000 K и более) подходит для учебной зоны, поскольку помогает сосредоточиться и повышает внимательность.

«Размещайте настольные лампы и другие светильники так, чтобы их легко было включать и выключать. Выбирайте их с учетом предпочтений ребенка, ведь яркие и необычные формы могут сделать комнату более интересной и радостной», — резюмирует эксперт.

Прививаем самостоятельность

Школа — это новый этап взросления в жизни каждого ребенка, вместе с ним приходит потребность в воспитании в первокласснике самостоятельности и организованности. Психолог-консультант Елена Бондаренко отмечает, что в это время нужно заводить главное правило: каждой вещи — свое место. И это касается не только игрушек, но и книг, школьных принадлежностей, одежды и постельного белья.

Чтобы ребенку было легко и интересно убирать все на свои места, нужно организовать удобную и доступную систему хранения вещей. Стол лучше выбрать с выдвижными ящиками для хранения канцелярии и учебных материалов. В идеале он должен регулироваться по высоте и наклону столешницы. Кровать можно подобрать с выдвижными ящиками для размещения там постельного белья. Для одежды, игрушек и учебных принадлежностей в комнату понадобятся шкафы, стеллажи, полки, комоды. Модульная система хранения позволит менять расположение ящиков по мере роста ребенка.

Также дизайнер советует использовать разные цвета для различных типов хранения. Например, синие контейнеры — для игрушек, зеленые — для учебников и так далее.

«Такой подход упрощает запоминание и поддержание порядка. Важно также размещать контейнеры и полки на уровне роста ребенка, чтобы ему было удобно самостоятельно доставать и складывать вещи. Используйте контейнеры, которые легко открываются, чтобы ребенок мог самостоятельно справляться с хранением. Прозрачные контейнеры также помогут видеть содержимое», — посоветовала Саша Максимова.

Внимание на учебу

Важно донести до ребенка, что теперь одна из основных его обязанностей — это учеба. А задача родителя — обеспечить первокласснику пространство, где можно сконцентрироваться.

Педагог-психолог Елена Бондаренко отмечает, что пока ребенок учится в первом классе, лучше не устанавливать в его комнате компьютер и телевизор. Если же родители все-таки решили оборудовать ими детскую, то время за просмотром ТВ-программ и компьютерными играми должно быть строго регламентировано. Также должен быть обязательный контроль за тем, что именно смотрит и во что играет ребенок. Это настроит фокус внимания на обучение.

В игровую зону тоже можно внести некоторые изменения, например, выделить полку для настольных игр, развивающих интеллект. Стоит добавить различные материалы для ручного труда, раскрывающие творческий потенциал ребенка. По словам Елены Бондаренко, отличным решением будет организовать в игровой зоне спортивный уголок для снятия физического напряжения и переключения после учебных занятий.

Советы для семей, проживающих в однушке

Саша Максимова советует использовать трансформируемую мебель, например, кровать со встроенным столом или кровать-чердак, под которой находится рабочее место и зона для игр. Если есть возможность разделить пространство ширмами или стеллажами, делайте это, ведь такие перегородки могут стать дополнительным местом для хранения вещей. По словам дизайнера, если в квартире мало места, нужно минимизировать количество мебели, оставлять только самое необходимое и использовать системы хранения под кроватью, на стенах, в угловых пространствах.

Психолог Елена Бондаренко призывает родителей стремиться к тому, чтобы оборудовать ребенку отдельную учебную зону, так как система для хранения школьных принадлежностей приучает ребенка к порядку и систематизации, а также воспитывает в нем самостоятельность.

Психолог и дизайнер сошлись во мнении, что спасением в таком случае может стать стол-трансформер. Но если такой возможности нет, то необходимо обустроить место за общим столом.

«Ребенок просто должен знать, что в определенное время ему выделяется уголок, и это место становится его рабочей зоной», — резюмирует Елена Бондаренко.

Кроме того, психолог отмечает, что с поступлением ребенка в школу ритм жизни меняется у всей семьи. Родителям важно понять, что, когда первоклассник занимается, ему нужно обеспечить все условия для того, чтобы он мог сосредоточиться. То есть не смотреть в это время телевизор, не вести разговоры, на которые ребенок будет отвлекаться.

«Главное — во всем искать плюсы, в таком существовании на одной территории они тоже есть. Например, ребенок приучается к терпению, пониманию потребностей других людей, с которыми он проживает совместно, и умению находить компромиссы и предотвращать конфликты», — заключила педагог-психолог Елена Бондаренко.