Росфинмониторинг намерен получать данные об имуществе граждан без их ведома. Такую инициативу 10 сентября одобрила правительственная комиссия по законопроектной деятельности, выяснили «Известия». Сейчас владельца уведомляют о выдаче кому-либо сведений о его недвижимости, не делают этого, только если запрос поступил от правоохранителей. Но человек, узнав, что в отношении него проводится проверка, сможет скрыть следы преступления, пояснили юристы. О каких нарушениях идет речь и какой недвижимостью может заинтересоваться служба — в материале «Известий».
Когда финразведка запрашивает данные о недвижимости граждан
Поправки в ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», которые позволят финразведке получать данные об имуществе граждан без их ведома, 10 сентября одобрила правительственная комиссия по законопроектной деятельности, сообщил «Известиям» источник в кабмине. Изменения подготовил Росфинмониторинг по поручению премьер-министра Михаила Мишустина.
Сейчас владельца недвижимости должны оповещать о лицах, которые получили сведения о его имуществе, отмечается в документах правкомиссии (есть у «Известий»). Людям становится известно о заинтересованности службы, и это создает условия, чтобы они могли скрыть следы преступных деяний или проинформировать соучастников, отмечается в документах. В итоге могут возникнуть трудности с привлечением лиц к ответственности.
Уже сейчас «антиотмывочный» закон устанавливает запрет на информирование третьих лиц о мерах по противодействию отмыванию доходов и финансированию терроризма, напомнили «Известиям» в Росфинмониторинге. Там подчеркнули, что службе для предоставления информации по запросам следственных и оперативно-разыскных органов могут понадобиться те или иные сведения о недвижимости фигурантов таких запросов, содержащиеся в Росреестре.
— При этом информация может требоваться в том числе для оперативно-розыскных мероприятий по разным преступлениям, не только связанным с отмыванием денег и финансированием терроризма, — добавили в финразведке.
Сейчас, при поступлении в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) запроса об объекте «Роскадастр» уведомляет об этом его правообладателя по электронной почте или в СМС (если такие сведения есть у этой организации), пояснили «Известиям» в пресс-службе Росреестра. Там уточнили, что информация гражданину предоставляется за один рабочий день.
В службе добавили: также закон о недвижимости предусматривает, что гражданин может запросить информацию о лицах, получивших сведения о его имуществе. Однако есть исключения. Например, правообладателям не сообщают о том, что данные о недвижимости запрашивают оперативно-разыскные органы.
— Сейчас информацию об объекте недвижимости без уведомления владельцев могут запрашивать различные ведомства, включая ФНС, ФСБ, МВД, Следственный комитет и другие государственные органы, занимающиеся борьбой с преступностью, — пояснила руководитель филиала «Страховой брокер AMsec24» Ирина Панова.
Теперь к ним предлагают добавить еще и финразведку. В Росреестре заявили, что поддерживают эти изменения.
— Поправки помогут Росфинмониторингу эффективнее бороться с отмыванием доходов, полученных преступным путем, легализуемых через сделки с недвижимостью, — подчеркнули в Росреестре.
Чем занимается Росфинмониторинг
Одна из основных задач Росфинмониторинга — предотвращать преступления по ст. 174 и 174.1 Уголовного кодекса РФ. Они предусматривают наказание за легализацию (отмывание) денежных доходов или иного имущества, приобретенного преступным путем, сказал управляющий партнер адвокатского бюро «БВМП» Андрей Бежан.
У финразведки множество критериев, по которым служба определяет признаки легализации. Внимание обращают на попытки провести сделку с имуществом под обременением по цене, которая значительно отличается от рыночной, привела пример член Ассоциации юристов России Мария Спиридонова. Подозрение вызывает и покупка или продажа недвижимости более трёх раз за короткий промежуток времени, а также сделки с нерезидентами.
Расширение полномочий финразведки по ревизии имущественных отношений имеет большое значение для пресечения и расследования правонарушений, связанных с организацией преступных сообществ, полагает независимый эксперт Андрей Бархота. Например, фондирования так называемых касс взаимопомощи («общаков»).
— Среди часто встречающихся преступлений также — накопление должностным лицом активов и имущества, общая стоимость которого кратно превышает его официальный доход, то есть коррупция. Наиболее резонансные преступления в этой части — неуплата налогов в крупном масштабе, а также легализация финансовых ресурсов, украденных из государственной казны, — добавил Андрей Бархота.
Сейчас, если человек узнает, что Росфинмониторинг заинтересовался его недвижимостью, он может попробовать продать или переоформить имущество, чтобы попытаться вывести его из-под удара, отметил старший партнер Legal Classic Group Яков Гаджиев. Также есть соблазн скрыться, в том числе за границу, или любым другим способом воспрепятствовать расследованию дела.
— Если инициативу реализовать, то бюджет получит больше доходов от налогов, штрафов и пеней, а также от реализации имущества лиц, признанных виновными в преступлениях. При этом в обществе назрел запрос на справедливость в части нелегально приобретенного состояния, серых доходных схем и преследования финансовых схем для преступных сообществ, — отметил Андрей Бархота.
Он подчеркнул: инициативу можно назвать имущественным безакцептным аудитом граждан. Уже сейчас это работает в сфере налоговых проверок и выявления потенциальных задолженностей по уплате сборов. Никакого ущемления интересов граждан при этом нет. Напротив, легально полученные доходы должны отражаться в полном объеме и с гордостью, резюмировал Андрей Бархота.
Над материалом работали Наталья Ильина, Евгений Грачев, Евгения Перцева и Валерия Мишина