Квартплатный развод. Что не так в системе назначения субсидий на оплату ЖКУ

Квартплатный развод. Что не так в системе назначения субсидий на оплату ЖКУ

Стремление сэкономить на оплате услуг ЖКУ вышло на новый уровень. Как утверждают СМИ, в Бурятии пары стали разводиться, чтобы получить субсидию. Дело в том, что получить её можно, лишь если «коммуналка» съедает существенную часть дохода семьи. Если же по документам в семье на одного взрослого работающего человека меньше, то шансов на субсидию, понятно, больше.

На новости из Бурятии отреагировали в Госдуме — чтобы избежать роста числа разводов, глава комитета по защите семьи Нина Останина предложила выплачивать субсидии не гражданам, а поставщикам услуг. Поможет ли это? Что вообще не так с получением субсидий? Своим мнением делится член Комитета по ЖКХ ТПП РФ, юрист Константин Крохин.

У порога поддержки

Маргарита Разгуляева, «АиФ»: Константин Викторович, ситуация с «коммуналкой» настолько критична, что люди решаются на развод, чтобы сэкономить на платежах?

Константин Крохин: Я не знаю, насколько достоверно то, о чём пишут СМИ. Не думаю, что именно плата за «коммуналку» является триггером для подобного рода решений. Если количество разводов в каком-то регионе растёт, на это влияет не только материальная, но и социальная неустроенность. Но не буду и отрицать, что рост платежей, в том числе за оплату ЖКУ, влияет на то, как себя ощущает семья.

— Федеральное правило: получить субсидию можно, если на «коммуналку» уходит 22% семейного бюджета. 22% — много?

— Конечно, 22% — это не совсем справедливо. Надо, чтобы было хотя бы 16%. И чтобы порог был един во всех регионах. Пока же у нас в одних субъектах объём финансовой поддержки больше. А в других — меньше.

Главная проблема в том, что у нас сфера ЖКХ отдана на откуп регионам и местным администрациям, потому люди получают разную поддержку. Всё упирается в финансовые возможности субъектов. Моё мнение: сферу надо переводить с местного уровня на федеральный. Особенно в части помощи незащищённым группам населения и жилищного надзора. Это поможет и снизить коррупционную составляющую, и соблюсти конституционный принцип равенства всех граждан вне зависимости от места жительства.

Окно для воровства

— Люди жалуются, что даже если субсидия положена, оформить её не всегда просто. Есть такая проблема?

— Опять же зависит от региона. В Москве, например, оформить субсидию проще, потому что здесь есть МФЦ, механизм электронного получения льгот и субсидий. Всё удобно. Все возможности хорошо рекламируются.

А есть регионы, где люди не получают своих субсидий, потому что придумываются бюрократические препоны. Например, помощь не оказывается, если у человека задолженность. Но ведь очевидно же, что человеку нужна помощь именно тогда, когда у него не хватает денег.

— Схема, которую предлагает депутат Останина, — передавать средства субсидий не гражданам, а поставщикам услуг — имеет право на жизнь?

— Мы это проходили. Опыт показывает, что субсидирование монополистов, поставщиков ресурсов приводит к огромному воровству, к закрытому механизму хищения. Это шаг назад, который обернётся ещё большими потерями и неэффективностью. Более правильное направление — субсидирование людей на их специальные лицевые счета, с которых они не могут по­тратить деньги ни на что, кроме оплаты ЖКУ. Так мы поддер­живаем именно нуждающегося, а при субсидировании поставщика — всех по­требителей, включая тех, кто имеет десятки квартир.

— Какие гайки ещё нужно подкрутить, чтобы субсидии доходили до тех, кому они нужны?

— Нужна элементарная финансовая дисциплина. Я хочу опять привести пример Москвы (хотя это самый крупный региональный бюджет в стране). Тут чётко работают все финансовые институты, инструменты контроля: куда начислены выплаты, когда. Наладить целевое оказание подобной помощи — вопрос политической воли. Если где-то с этим проблемы, скорее всего, сами власти заинтересованы в пропаже средств, в теневом перераспределении. Потому «подкручивать» нужно только то, чтобы местные органы власти боялись нарушать закон, чтобы стандарты социальной защиты прав населения были одинаковые по всей территории России.

Богатые люди могут отличаться по уровню своего состояния в разных регионах. А вот нуждающиеся должны получать одинаковый объём помощи и иметь одинаковый объём возможностей повсеместно. Если этого не произойдёт, страну ждут неприятные последствия.

Как рассчитывается размер субсидии?

Формула расчёта: РС = РСЖКУ × N − (МДД : 100) × ОДС.

РС — размер субсидии;

РСЖКУ — региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг;

N — количество членов семьи;

МДД — максимально допустимая в регионе доля оплаты ЖКУ от общего дохода семьи;

ОДС — общий доход семьи.

Чтобы подсчитать, выгодно ли разводиться для получения субсидии, профессор РЭУ им. Плеханова Наталья Проданова предлагает взять два города: Москву, где МДД равен 10%, и Кострому, где МДД — 22%. И там и там семья — это двое взрослых и двое детей, а каждый супруг получает по 50 000 руб.

В Костроме семья не может претендовать на субсидию в двух случаях:

До развода: 3022,97 × 4 − (22 : 100 × 100 000) = −9908,12 руб.

После развода: 3022,97 × 3 − (22 : 100 × 50 000) = −1931,09 руб.

В Москве семья, напротив, претендует на субсидию и так и так:

До развода: 3445,90 × 4 − (10 : 100 × 100 000) = 3783,6 руб.

После развода: 3445,90 × 3 − (10 : 100 × 50 000) = 5337,7 руб.

«Прибавка» за расторжение брака в столице получилась 1554,1 руб. Не похоже, что овчинка стоит выделки. Тем более что со следующего года госпошлина за развод составит 5000 руб.