На первый взгляд, служебные жилые помещения нельзя оформить в собственность. Но все же есть варианты, как это сделать, рассказал в комментарии "РГ" председатель Комитета Госдумы по собственности, земельным и имущественным отношениям Сергей Гаврилов (фракция КПРФ).
Кому положено такое жилье
Депутат напомнил положение Жилищного кодекса РФ о том, что служебная жилплощадь предназначается для проживания граждан, состоящих в трудовых отношениях с органами госвласти и местного самоуправления, государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями. Она предоставляется в связи с прохождением службы, назначением на государственную должность либо избранием на выборные должности в органах власти. Такие служебные жилые помещения относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.
"На первый взгляд, служебные жилые помещения нельзя оформить в собственность, за исключением жилищного фонда совхозов и сельхозпредприятий, - отметил он. - Однако основания для оформления в собственность служебного жилого помещения всё же существуют, причём это касается как служебного жилья, так и жилья, утратившего этот статус".
Способы оформления
Первый вариант, по словам главы комитета, - это когда сам собственник жилищного фонда (или уполномоченный им орган с согласия владельца) принимает решение о передаче в собственность гражданину служебного жилого помещения. "Конечно же, собственник делать это не обязан и никто не вправе с него это требовать, однако если захочет, то принять такое решение может", - пояснил Гаврилов.
Второй вариант - это если некогда находящееся на балансе ГУПа или МУПа в хозведении или в оперативном управлении у учреждения жилое помещение было передано в ведение органов местного самоуправления, то есть в муниципальную собственность. Такие жилые помещения утрачивают статус служебных и вне зависимости от даты их передачи в муниципальную собственности и даты предоставления гражданам на законных основаниях могут быть приобретены ими в собственность в порядке приватизации. "И таких ситуаций сейчас очень много, поскольку, например, количество ГУПов постепенно снижается до 2030 года", - добавил парламентарий.
Региональные особенности
Для того, чтобы осуществить оформление служебного жилого помещения, переданного в муниципальную собственность, необходимо выяснить, имеются ли условия для заключения договора социального найма, и тут всё зависит от регионального законодательства, пояснил Гаврилов.
Он привел нормы законодательства о том, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях, предоставленных им до 1 марта 2005 года, состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из таких жилых помещений без предоставления других жилых помещений.
А вот в столице по соцнайму граждане занимают жилплощадь в том случае, если проживают в жилых помещениях, предоставленных им или умершим членам их семьи до указанной даты в качестве служебных жилых помещений. Еще один вариант - если граждане или умершие члены их семьи проработали в организациях (на предприятиях), предоставивших жилые помещения, или в общей сложности в организациях, финансируемых за счет средств федерального бюджета, бюджета г. Москвы, государственных внебюджетных фондов, не менее 10 лет.
Кроме того, в Москве, добавил Гаврилов, договоры социального найма могут быть заключены с гражданами (членами семьи умерших граждан), проработавшими в указанных выше организациях менее 10 лет, но только в следующих случаях:
- увольнение работника в связи с выходом на пенсию по старости;
- получение работником инвалидности I или II группы, которая наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя или профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей;
- смерть работника органа государственной власти или организации (предприятия), которому жилое помещение было предоставлено в качестве служебного жилого помещения;
- увольнение работника в связи с ликвидацией этого органа государственной власти или организации (предприятия) либо по сокращению численности или штата работников.
В каждом регионе перечень условий может немного отличаться, отметил депутат.
Как действовать
"После уточнения этих условий обратитесь к собственнику для заключения договора социального найма, - рекомендовал глава комитета. - Эти функции, как правило выполняют такие органы, как министерство имущественных отношений региона, департамент городского имущества и т.п. Подать заявление с необходимыми документами можно через любой МФЦ либо в электронной форме через личный кабинет на региональном портале государственных и муниципальных услуг. Если в заключении договора социального найма вам отказано, то вполне можно обратиться в суд за защитой своих прав, например, можно просить суд обязать орган местного самоуправления заключить с вами договор социального найма либо признать право собственности в порядке приватизации".
По словам депутата, для этого нужно приложить к исковому заявлению документы, подтверждающие законность проживания в жилье - например, служебный ордер о заселении, выписку из домовой книги с указанием зарегистрированных лиц.
Если отказа договора соцнайма не последовало, то далее нужно обратиться к собственнику помещения (допустим, департамент имущества города) для заключения договора передачи помещения в собственность. "Для этого нужно сдать комплект документов, подписать проект договора и получить уже подписанный договор передачи жилого помещения в собственность граждан в МФЦ. Весь процесс оформления служебного жилья в собственность займет примерно 1,5 месяца", - уточнил парламентарий.