Исполнители коммунальных услуг не только вправе, но и должны периодически проверять счетчики в квартирах и домах потребителей. Но именно после проверки газового счетчика собственники жилых домов все чаще переходят в категорию должников — причем, суммы задолженности, которые им начисляют, могут повергнуть в шок.
Причиной стали новые методики, применяемые сотрудниками газовых служб при проверке газовых счетчиков. Поясню на свежем примере.
Газовая служба обратилась с иском в суд, требуя взыскать с гражданина, собственника частного домовладения, задолженность за газ — в размере 740 000 рублей.
В ходе заседания выяснилось, что объем газа в домовладении ответчика учитывался по счетчику, установленному в 2019 году. Газовая служба опломбировала этот счетчик и периодически направляла своих контролеров для его проверки.
Никаких нареканий к счетчику не было, пока во время последней проверки контролер не применил новую методику:
- на корпус счетчика был временно установлен магнит, после чего механизм остановился.
На этом основании контролер составил акт о несанкционированном вмешательстве в прибор учета — и собственнику доначислили плату за газ с учетом повышающего коэффициента 10. Сумма задолженности оказалась впечатляющей (более 700 тысяч рублей).
При этом представители газовой службы не отрицали, что в ходе проверки не было выявлено повреждений ни контрольных пломб, ни счетного механизма. Но, как следует их п. 9.6 ГОСТа 8.915-2016, проверка работоспособности счетчика газа проводится путем воздействия на корпус прибора магнитного поля.
При проведении такой проверки прибор должен работать устойчиво, его показания должны равномерно увеличиваться. А факт замедления или остановки счетчика свидетельствует о несанкционированном вмешательстве в его работу.
Суды двух инстанций признали доводы газовой службы убедительными и взыскали долг с собственника. И только дойдя до кассации, он смог добиться пересмотра этого дела. Кассационный суд напомнил, что перечень показателей несанкционированного вмешательства в работу прибора учета является исчерпывающим.
Он приводится в п. 81 (11) Правил предоставления коммунальных услуг (утв. ПП РФ от 06.05.2011 № 354) и предусматривает выявление повреждений самого прибора учета, контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб.
В таком случае коммунальная организация вправе применить повышающий коэффициент за несанкционированное вмешательство в работу прибора учета.
Но замедление работы счетчика под воздействием магнита указанным перечнем не предусмотрено. И поскольку иных признаков вмешательства в работу прибора учета не было выявлено, суд отказался признать здесь факт несанкционированного вмешательства в работу счетчика и направил дело на пересмотр (определение Шестого КСОЮ от 13 июня 2024 г. по делу N 8Г-9687/2024).
Такой же позиции сейчас придерживаются многие суды — так что у граждан появились шансы выиграть спор с газовой службой в аналогичной ситуации.