По статистике большинство молодоженов не заключают брачный договор, поэтому в случае развода их имущество будет делиться по общим правилам раздела совместной собственности супругов (согласно которым доли признаются равными — ст. 39 СК РФ).
Между тем, когда речь идет о дорогостоящем имуществе (прежде всего, недвижимости), практика показывает, что правило о равенстве долей супругов может и не сработать.
Есть немало судебных решений, где, несмотря на то, что жилье приобреталось в браке, один из супругов после развода оставался ни с чем. Почему так может произойти? Поясню на реальном примере.
Вскоре после развода у бывших супругов возник спор о разделе имущества — дело перешло в суд. В период брака они купили земельный участок, на котором построили дом.
По правилам Семейного кодекса РФ дом следовало разделить пополам, но в ходе судебного разбирательства мужчину поставили перед фактом, что деньги на строительство и обустройство этого дома подарила теща.
Причем, подарила не обоим супругам, а конкретно своей дочери, что следовало из текста договора, подписанного между матерью и дочерью еще в 2016 году, когда шло строительство дома.
В то время теща продала свою квартиру, а зять снял деньги по доверенности. При этом в договоре дарения было сказано, что он считается исполненным со дня передачи денег зятю (хотя одаряемой по договору была только жена).
Узнав о договоре, мужчина обжаловал его в суде, требуя признать его недействительной сделкой. Он пояснил, что эти деньги получил от бывшей тещи по договоренности, в счет компенсации своей доли в другой квартире, которую он раньше подарил жене.
По его словам, подаренные тещей деньги жена вложила вовсе не в строительство дома, а в закрытие кредитов, которые за ней числились. А тот факт, что договор был подписан между близкими родственниками, по его мнению, еще раз подтверждал мнимость этой сделки.
Поначалу суд согласился с мужчиной и отменил договор дарения, но Верховный суд РФ с этим не согласился, указав, что в договоре нет никаких нарушений, которые влекли бы его недействительность: дарение денег матерью дочери закон не запрещает, а доказательств нарушения правила безвозмездности дарения истец не представил (определение № 18-КГ23-32-К4).
В итоге дело направили на пересмотр — и, с учетом того, что жена вложила в строительство свои личные деньги (полученные в дар от матери), ее признали собственницей всего дома.
На данный момент в судах устоялась практика, согласно которой совместным имуществом признается только то, что покупалось и в браке, и на общие деньги супругов. Если же в покупку вкладывались личные средства одного из супругов, ему дополнительно выделяется соразмерная такому вложению доля.
Поэтому договор дарения денег может кардинально изменить результат раздела общего имущества супругов, лишив одного из них своей доли в жилом помещении.