В конце минувшей недели Госдума приняла в первом чтении законопроект об отмене идентификации граждан при оплате жилищно-коммунальных услуг до 60 тыс. рублей. Как это нововведение отразится на стоимости услуг ЖКХ и порядке их оплаты, «МК» выяснил у эксперта.
Согласно принятому депутатами в первом чтении законопроекту, максимальный лимит, при котором финансовые организации могут не проводить идентификацию граждан, увеличивается сразу в 4 раза - с 15 тыс. до 60 тыс. рублей, если речь идет об оплате за жилое помещение и коммунальные услуги.
Для чего понадобилось столь резко менять «планку» идентификации? Авторы законопроекта в пояснительной записке к нему напоминают, что предельный размер суммы платежа, при котором не требуется идентификация клиента, был введен в в уже достаточно далеком 2006 году. Он касался отдельных операций, в том числе платежей за жилое помещение и коммунальные услуги, и составлял тогда 30 тыс. рублей. В 2009 году, на волне тогдашнего финансового кризиса, был установлен лимит для всех видов платежных операций, включая услуги ЖКХ – но уже 15 тыс рублей.
«Уже в тот момент отдельные платежи за жилищно-коммунальные услуги превышали предельную сумму и требовали проведения идентификации плательщика», – говорится в пояснительной записке.
За минувшие полтора десятка лет многое изменилось: и инфляция набежала весьма существенная, и курс рубля заметно изменился…Ну и размер платы за услуги ЖКХ, соответственно, тоже сильно вырос. Так, в 2023 году среднемесячный платеж за ЖКУ был выше, чем в 2009 году, в 3,3 раза. В некоторых регионах (в Москве и на территориях Крайнего Севера) он достиг действующего лимита. Из-за этого в месяц приходится проводить идентификацию не менее 200 тыс. плательщиков по всей стране.
Словом, к нынешнему моменту среднемесячный платеж за ЖКХ фактически достиг, по крайней мере, в отдельных регионах РФ величины действующего в настоящее время лимита в 15 тыс. рублей. Следовательно, идентификация личности превратилась из эксклюзивной практически в массовую операцию для банков, которым требуется проводить ее в отношении чуть ли не половины всех плательщиков за коммунальные услуги.
В то же время, «операции по приему денежных средств от физических лиц за ЖКХ в принципе не обладают признаками операций, имеющих запутанный или необычный характер, имеют очевидный экономический смысл и законную цель», – говорится в пояснительной записке. Иными словами, зачем тратить время, силы и деньги на никому, в сущности, не нужную идентификацию? Вот депутаты и решили резонно резко поднять порог для ее проведения и, соответственно, сократить объемы ее проведения для банков.
Авторы законопроекта уверены, что при динамике роста стоимости жилищно-коммунальных услуг, количество случаев выставления счетов на сумму больше 15 тыс. руб. за месяц будет постоянно расти и дальше. По их мнению, принятие законопроекта облегчит процедуру приема платежей для значительного числа россиян и упростит прием оплаты накопленной многомесячной задолженности за ЖКХ.
По мнению эксперта в области ЖКХ, аналитика тематической площадки ОНФ «Жилье и городская среда» Павла Склянчука, вводимые изменения касаются не сумм, а самого процесса оплаты коммунальных услуг. Эксперт обращает внимание на то, что согласно действующему антиотмывочному законодательству, финансовые организации, занимающиеся приемом платежей, в том числе коммунальных, обязаны уведомлять Росфинмониторинг о подозрительных переводах, которые могут осуществляться для незаконных операций. Этим целям и служит идентификация граждан, осуществляющих переводы. Понятно, что вряд ли серьезные правонарушения могут быть связаны с суммами в 15 тысяч рублей, в связи с чем резкое поднятие данного порога смотрится вполне логично и обоснованно.
Что касается интересов населения, то поданным Склянчука, 95% жильцов в стране платят в среднем от 5 до 7 тысяч в месяц, существенно не дотягивая даже до старой нормы – 15 тыс рублей. Конечно, за элитные квартиры плата составляет и 60 тысяч, и100 тысяч рублей в месяц и даже более. Там в оказание коммунальных услуг входят: охрана, консьержка, парковка, лобби, видеонаблюдение и многое другое. Но все это могут себе позволить не более 5 % жителей страны...
По мнению эксперта, повышение порога идентификации никак не повлияет на общую задолженность населения за услуги ЖКХ, которая, по данным Росстата, на начало этого года превысила 900 млрд рублей. При этом число злостных должников за услуги ЖКХ (то есть тех, по кому имеются исполнительные производства о взыскании) составило, по данным Федеральной службы судебных приставов, около 8 млн человек.
Павел Склянчук считает, что отмена идентификации до 60 тысяч рублей может даже принести определенную пользу для жильцов. У расчетных центров уменьшаются операционные расходы за услуги в приеме платежей. А если у них снизится финансовая нагрузка, связанная с антиотмывочным законом, они могут на какую-то долю процента снизить размер своей комиссии. Что в итоге отразится на общей сумме платежа в сторону понижения.