С 2020 года строительная отрасль России находится в непростых условиях: сначала рынок столкнулся с оттоком спроса на фоне пандемии, затем наступила эпоха санкций. Однако все это время компании ищут и находят новые пути развития. В немалой степени сокращать издержки помогают инновации, в том числе импортозамещение. Новострой-М узнал, какие решения сегодня используют крупнейшие застройщики.
Немного цифр
По данным Минстроя (озвучены в ходе парламентских слушаний в апреле 2023 года), наибольшая доля импорта наблюдалась в строительстве промышленных объектов (22,8%), тогда как в строительстве массового жилья она не превышала 6%. В наибольшей зависимости от импорта находились такие позиции, как производство некоторых стройматериалов (до 100%), погрузчики и асфальтоукладчики (90–100%), системы безопасности и автоматика (55%). Все это повлияло на себестоимость возведения 1 кв. метра проектов.
К середине 2024 года, по данным компании «РКС-Девелопмент», в сегменте жилья класса «комфорт-плюс» себестоимость строительства с 2020 года выросла на 76%, а с января к июню – на 12%.
Наиболее капиталоемким элементом остаются рабочая сила и эксплуатация механизмов – на них, согласно структуре затрат, на конец I полугодия 2024 года, приходится почти 45,6% общего строительного бюджета проекта. Эти же позиции заметнее всего подорожали. А, например, бетон и растворы в первом полугодии в цене не изменились.
Что удалось заместить
Разумеется, импортозамещение – процесс не быстрый. Но и здесь удалось добиться определенных успехов.
Например, лифты западного производства начинают уступать место китайским аналогам. Кроме того, по данным компании «БЕСТ-Новострой», около 95% строительных и отделочных материалов в жилищном строительстве успешно замещены аналогами. Существует каталог импортозамещения – там сейчас более 4 тыс. позиций, от строительных смесей до опор уличного освещения, и это далеко не все.
Сегодня строительная отрасль успешно справилась с не самой простой ситуацией, которая сложилась после ввода санкций против РФ в 2022 году.
«Важнейший момент – есть отечественное ПО, наши платформы, которые помогают как создавать инвестиционную модель проекта, так и проектировать здания, контролировать процессы и качество строительства. Также существуют наши продукты для автоматизации сложных инженерных расчетов. Сейчас зарегистрировано около 13 тысяч программных продуктов, имеющих отношение к строительной отрасли, это число растет. Хорошо и то, что они разрабатываются под эгидой государства, то есть это дает возможность авторам получать гранты и с еще большей мотивацией работать над созданием очередных инноваций»
Ирина Доброхотова, основатель «БЕСТ-Новострой», председатель экспертного совета по инновациям РГУД
Своими глазами
Внедрение высокотехнологичных решений на собственном примере недавно продемонстрировали компании «Галс-Девелопмент» (девелопер группы ВТБ) и ГК «Основа» (подрядная организация).
Партнеры применяют сразу несколько новых технологий в ходе реализации проекта БЦ «Dubinin’Sky».
Например, разработка резидентов «Сколково» – робот-маляр: это роботизированный комплекс чистовой отделки — техника для покраски внутренних поверхностей здания, которая гарантирует качество работ по заданным параметрам. В систему загружается модель здания, робот оценивает ее и наносит краску. Как объяснили представители разработчика, при необходимости в этом агрегате могут быть заменены датчики, форсунки и сама роборука, и в целом разработка на 70% полностью российская.
Правда, как уточнили в «Галс-Девелопмент», эту технологию они на данный момент применяют только на коммерческих объектах, например, в паркингах. Для выполнения отделки квартир именно эта модель пока не подходит.
Избежать лишних затрат на устранение вероятных строительных недоделок позволяет платформа смешанной реальности (BIM-сканер), с помощью которой проверяется соответствие выполненных работ заданной модели проекта, при этом повышается точность приемки и сокращается ее время. Эта разработка появилась на российском рынке благодаря компании из Казани (также резидент «Сколково»). В целом с ее участием реализовано уже 67 проектов.
Похожую цель – снижение возможных дополнительных затрат на исправление ошибок – преследует еще одно новшество: система роботизированного мониторинга строительства. Она позволяет в автоматическом режиме производить регулярное лазерное сканирование на объекте. Полученные с ее помощью облака отсканированных точек используются для выявления отклонений, возникших при производстве работ.
Иван Зуев, заместитель генерального директора — руководитель бизнес-направления «Девелопмент» ГК «Галс-Девелопмент» заметил: «Мы внедряем новые технологии, которые повышают производительность труда и сокращают время строительных процессов. Высокая эффективность труда позволит повысить заработную плату специалистов строительной отрасли, что в свою очередь сократит количество низкоквалифицированных работников на строительных площадках».
Так, с помощью демонтажного робота можно заменить бригаду рабочих. Это механическая техника, применяемая для демонтажа конструкций на строительной площадке. Оператор дистанционно управляет машиной, находясь на безопасном и максимально удобном расстоянии, обеспечивающим оптимальную видимость объекта демонтажа.
Не менее удобен и так называемый «кран-паук»: он незаменим там, где нет возможности подогнать крупную технику (например, башенный кран) и есть труднодоступные места. При этом он также управляется дистанционно.
Ценно, что помимо «бездушных» роботизированных систем девелоперы также используют технологии, направленные на поддержку человека – рабочего, занятого в поднятии и перемещении тяжестей, а именно промышленные экзоскелеты. Они представляют собой специальные «костюмы», которые нужно надеть поверх спецодежды, и позволяют существенно снизить нагрузку на мышцы и суставы, прежде всего спины и рук.
Никита Дружинин, учредитель ГК «Основа», подчеркнул, что применение данных технологий положительно скажется на качестве работ, повысит выработку на площадке, что в итоге приведет к повышению оплаты труда специалистов. Это означает, что на строительных площадках большие объемы работы смогут быстрее и лучше выполнять меньшее количество человек. Соответственно, потребность в привлечении зарубежной рабочей силы существенно сократится. А снижение низкоквалифицированного штата позволит вкладывать деньги в обучение своих кадров.