Квитанции на оплату коммунальных услуг вряд ли можно отнести к числу приятных посланий, но когда их нет — это тоже не всегда хорошо.
В практике встречается немало ситуаций, когда собственники годами не получали квитанций на оплату той или иной коммунальной услуги (и, соответственно, ничего не платили), а потом им разом выставляли счет за все прошедшее время.
Должен ли в таком случае собственник оплачивать счет и на что он может сослаться, дабы максимально списать с себя задолженность? Разберем, как сейчас решается этот вопрос в судах.
Если ответить коротко, то платить нужно, но не за все. Так, суды единогласно возражают против того довода, который при отсутствии квитанции возникает в первую очередь: раз нет квитанции — значит, и платить не нужно.
В ответ на это суды приведут целый ряд норм закона, из которых следует, что обязанность собственника по оплате ЖКУ не зависит от факта выставления ему платежного документа.
В частности, согласно ст. 153 ЖК РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
А ст. 155 ЖК РФ предусматривает, что плата за ЖКУ вносится ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором или решением общего собрания. Поэтому невыставление платежного документа, по мнению судов, не освобождает от обязанности вносить плату за ЖКУ.
Но при этом собственник может снизить размер начисленной ему задолженности, сославшись на два основания:
- во-первых, срок исковой давности (если в квитанции требуется оплатить долг более чем за 3 последних года, достаточно будет сослаться в суде на пропуск срока исковой давности — и коммунальной организации откажут во взыскании всей суммы основного долга, которая выходит за рамки 3-х лет).
О том, как правильно применить в суде правило о сроке исковой давности, рассказывается в инструкции для подписчиков моего канала на платформе Boosty (с шаблонами необходимых документов),
- а во-вторых, собственник освобождается от уплаты начисленной неустойки, если квитанции ему не выставлялись своевременно. Большинство судов сходятся во мнении, что предоставление потребителям платежных документов является законной обязанностью коммунальных организаций.
Поэтому неисполнение ими этой обязанности свидетельствует об отсутствии вины собственника в просрочке внесения им платы за ЖКУ (см. например, определения Шестого КСОЮ по делу № 8Г-11748/2021, Второго КСОЮ по делу № 8Г-15611/2023).
Если коммунальная организация настаивает на уплате неустойки, то она должна доказать, что потребитель своевременно получал от нее квитанцию. В противном случае ей будет отказано во взыскании этой суммы.