По оценкам девелоперов, 95% стройматериалов и комплектующих сегодня не являются дефицитом. Однако цены на многие позиции продолжают расти, и это заставляет игроков рынка недвижимости искать способы оптимизации затрат
«Проблем со стройматериалами в регионах страны не наблюдается» — таков общий вывод, к которому пришли эксперты, чьи мнения BFM.ru приводил в первой части разговора об импортозамещении в строительной отрасли.
А что думают по этому поводу девелоперы? Согласны? В целом вроде бы да, но есть нюансы. «Дефицит стройматериалов присутствует, и в основном он сезонный. Что касается импортозамещения, большую часть продукции удалось заместить или наладить поставки альтернативными путями», — начинает разговор директор департамента тендеров и закупок компании GloraX Татьяна Рыбкина.
Татьяна Рыбкина
директор департамента тендеров и закупок компании GloraX
«Сегодня можно приобрести порядка 95% материалов и комплектующих, вопрос лишь в том, по какой цене и в какие сроки. Некоторые сложности с общестроительными материалами и инженерным оборудованием испытывает премиальный сегмент недвижимости: к примеру, найти достойную альтернативу европейским производителям инженерного оборудования не так просто (большинство участников рынка переориентировались на поставщиков из Китая). Даже те поставщики, которые позиционируют себя как полноценные преемники ушедших с российского рынка брендов, предлагают либо более бюджетные позиции, включающие китайские комплектующие, либо действительно того же уровня качества, что и раньше, но уже по гораздо более высокой стоимости. При этом цены на строительные материалы продолжат расти. На это влияют сразу несколько факторов, в их числе инфляция, блокировка банковских счетов, используемых для расчетов с импортерами, изменения на валютном рынке — курс юаня вырос. Предполагаю, это коснется большинства материалов. Например, бетон растет в цене из-за удорожания логистики и коммунальных платежей, удорожания инертных материалов. Почти у всех заводов, производящих цемент и БСУ, оборудование импортное, требующее соответствующих запчастей. Есть и сезонный фактор: начиная с весны увеличиваются объемы строительства частного сектора и проводятся работы по благоустройству территорий (как коммерческими структурами, так и по госпрограммам). Чтобы оптимизировать затраты, на ряд позиций мы проводим тендеры еженедельно в связи с их высокой волатильностью. Большое значение в ценообразовании имеет логистика. К примеру, на Дальний Восток проще привезти материалы из Китая, чем везти отечественного производства из Центрального федерального округа. Работая в разных регионах, мы стремимся тесно взаимодействовать с локальными производителями, снижая издержки на транспортировку».
Разумеется, GloraX ориентируется на список НОСТРОЙ (реестр добросовестных производителей и поставщиков — НРДП), выбирая поставщиков, продолжает эксперт. «Производства развиваются быстрыми темпами, появляются новые торговые компании, и эта площадка помогает отслеживать новых игроков. Вместе с тем мы всегда параллельно привлекаем производителей на собственную тендерную площадку. Лишь после тщательной самостоятельной проверки мы заносим поставщиков в реестр аккредитованных компаний и начинаем с ними сотрудничать», — отмечает Татьяна Рыбкина.
По ее мнению, в будущем исключать обязательное использование девелоперскими компаниями материалов лишь производителей, включенных в список НОСТРОЙ, нельзя (введение подобной нормы сейчас находится в стадии обсуждения), но все же страна работает в условиях рыночной экономики. «Важен баланс, список должен быть достаточно широким, должна быть вариативность и возможность выбора по соотношению цены и надлежащего уровня качества, соответствующего экономике коммерческих проектов», — считает собеседница BFM.ru.
Доля материалов западных производителей, которые использовались в строительно-монтажных работах, всегда в значительной степени различалась в зависимости от класса объекта, но на сегодняшний день практически все застройщики адаптировались к ситуации, поддерживает общий тон разговора коммерческий директор компании Plus Development Елена Тарасова. По ее наблюдениям, лишь очень небольшая часть материалов поставляется по параллельному импорту, в основном же используется продукция российских, китайских, белорусских производителей.
Елена Тарасова
коммерческий директор компании Plus Development
«Если говорить про оборудование, то главная проблема, которую сложно было решить в плане импортозамещения для премиальных новостроек, заключалась даже не в стройматериалах, а в лифтах. Ранее 100% лифтового оборудования было импортным, сейчас европейские марки ушли с рынка, по параллельному импорту завозятся только комплектующие, и появилось китайское, южнокорейское оборудование, которое по факту заменило существовавшие раньше марки. Что касается материалов, которые заместили ушедшие бренды (например, сейчас используется много индийского, китайского, турецкого камня), то на сегодняшний день, я бы сказала, мы находимся в том же стандарте качества и той же ценовой категории, которые изначально и закладывали в проект. И особенных проблем с «замещающими» материалами не наблюдается».
Опыт одного из крупнейших застройщиков страны — компании ПИК в данном случае интересен особо. Директор департамента коммерческой недвижимости компании Антон Валявин делает акцент на важных для любого девелопера деталях. «В частности, мы наблюдаем значительный рост цен на металлопрокат, что связано с увеличением спроса в строительстве и инфраструктурных проектах. Например, цена арматуры А500С диаметром 12 миллиметров всего за два года возросла с 37 500 рублей до 73 500 рублей за тонну. Однако есть надежда на стабилизацию цен, связанная с запуском новых заводов по производству арматуры, таких как в Уфе. Это может создать условия для снижения цен на рынке. Мы рассматриваем альтернативные решения по программе импортозамещения, такие как легкие тонкостенные стальные конструкции и оцинкованные и анодированные изделия, которые могут стать более экономичными вариантами», — думает эксперт.
Антон Валявин
директор департамента коммерческой недвижимости компании ПИК
«Что касается материалов для фасадов, то мы активно переходим на российские алюмокомпозитные панели: они являются привлекательным и долговечным решением, возможны варианты с измененной геометрией и 3D- печатью. В области инженерного оборудования уже есть конкурентоспособные решения — такие как драйкулеры LU-VE российского производства стоимостью около 13 млн рублей, которые соответствуют всем требованиям по производительности, шуму и сроку эксплуатации, в то время как итальянское оборудование со схожими техническими критериями стоит уже от 23 млн рублей. Есть отечественная компания «Евромаш» по производству насосов, насосных станций, вентиляционного и отопительного оборудования. Российские производители лифтов (в частности, МЭЛ) успешно заменили зарубежные бренды (Kone, ThyssenKrupp и другие) и предлагают современные системы интеллектуального сбора пассажиропотока: 2 млн или 5 млн рублей — согласитесь, разница очевидна. Наконец, в сегменте внутренней отделки у российских производителей есть широкий ассортимент качественных материалов — краски, паро- и шумоизоляция, керамогранитная, напольная и стеновая плитка, что позволяет минимизировать сроки поставки и снизить расходы для наших клиентов».
Отдельная тема «импортозаместительного» разговора — мебель: в этом сегменте также появилось много новых поставщиков. «Кстати, китайская мебель во многих случаях ничем не уступает классической итальянской. Интересно, что есть даже подделки под брендовые вещи, но под другими марками. Кроме того, можно найти хорошую, качественную мебель и у российских производителей. Даже премиальные квартиры, в которых до 2022 года около 80% мебели было европейской, застройщики теперь предпочитают оборудовать российскими кухнями из натурального дерева и с дорогим камнем, поскольку поставку итальянской или немецкой продукции сейчас в принципе невозможно прогнозировать. Правда, доводчики и другие комплектующие в такой мебели все-таки иностранного производства», — рассказывает Елена Тарасова.
Операционный директор компании «Монзе» Александр Шнурко утверждает, что в мебельной отрасли об импортозамещении можно говорить в двух аспектах: о локализации собственно мебельных производств и выпуске отдельных видов материалов, фурнитуры. «В обоих случаях темпы высокие, хотя еще пару лет назад казалось, что отечественные производители недостаточно активно занимают освободившиеся ниши. В частности, успешно налажено импортозамещение ДВП (древесноволокнистой плиты), ДСП (древесно-стружечной плиты), фанеры и так далее. Благодаря этому решен вопрос с изготовлением не только самой корпусной мебели, но и столешниц, в которых ЛДСП (ламинированная древесно-стружечная плита) используется как основа», — делится подробностями эксперт.
Александр Шнурко
операционный директор компании «Монзе»
«Древесина для бюджетных изделий также изготавливается в России, а вот породы для премиум-сегмента закупают за рубежом. Растет доля отечественных лакокрасочных материалов, металла для столов и стеллажей, химических компонентов для производства плит, кварцевого агломерата для столешниц из искусственного камня. Остаются сложности с импортозамещением европейской фурнитуры и тканей, в основном они поступают по параллельному импорту либо напрямую из Турции и Китая. Есть системы открывания дверей российского производства, но их долговечность пока вызывает вопросы. Успешно идет локализация производств готовой мебели для жилых и коммерческих помещений. Отечественные производители также освоили технологии, позволяющие увеличить износостойкость даже бюджетных изделий. Например, PUR-кромление, шпонирование, порошковую окраску МДФ, выпуск декоративных покрытий с разными типами фактур для ЛДСП».
Согласно прогнозам Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей отрасли России (АМДПР)*, наблюдавшийся в 2023 году рост производства мебели продолжится, и по итогам 2024 года в стоимостном выражении все вырастет на 14,6% (до отметки 509,7 млрд рублей), а в натуральном — на 9,2% (до отметки 73,7 млн штук). Впрочем, пресс-релиз с приведенными цифрами был разослан в конце мая, и его аналитические выводы во многом опирались на результаты вполне удачного для российских мебельщиков первого квартала года (плюс 24% в стоимостном выражении и плюс 27% в натуральном по сравнению с аналогичным периодом 2023 года). Хотя эксперты уже тогда отмечали, что постепенно рынок начинает притормаживать и повторения прошлогодних рекордных показателей ждать не стоит. Теперь же, когда последствия пересмотра льготно-ипотечной системы начинают сказываться в полную силу, а ключевая ставка обещает к концу года забраться на отметку 21% или даже выше, мебельные прогнозы, возможно, придется пересмотреть.
Наконец, еще одни игроки рынка, чье мнение по поводу результатов строительного импортозамещения стоит выслушать, — управляющие компании. Если точнее, то, по словам операционного директора MD Facility Management Бориса Мезенцева, в сложившейся ситуации в первую очередь надо говорить не столько об импортозамещении, сколько о смене стран-поставщиков.
Борис Мезенцев
операционный директор компании MD Facility Management
«В 2024 году основную долю в поставках запчастей и комплектующих в сфере facility management все еще занимают иностранные компании, но присутствие европейских и американских фирм сокращается, а поставки из Китая растут. У отечественных производителей пока 10-15% рынка. Причем это не новые игроки: эти компании и раньше работали, просто продукция западных брендов была более известной и привычной для приобретения, был более развит сервис. Сейчас все большее распространение получают российские системы пожарообнаружения и пожаротушения, лифтовое оборудование для жилой и коммерческой недвижимости массового сегмента, электротехника, оконные профили, материалы для кровли и облицовки фасада. Правда, пока в ряде случаев импортозамещение происходит частично: много сырья и станков для производства стройматериалов остаются иностранными. Но с 2022 года ситуация явно меняется. Также часть поставок по-прежнему идет по параллельному импорту. В первую очередь это касается запчастей к высокотехнологичному оборудованию и отдельных элементов уже смонтированных систем — например, электронных плат для лифтов, компрессоров для промышленного холода».
Конечно, логистика занимает больше времени, чем до геополитических изменений, но управляющие компании адаптировались и учитывают увеличившиеся сроки в своей работе. И в целом у FM-компаний сейчас нет дефицита нужных материалов, оборудования и запчастей, необходимых для работы, подводит черту Борис Мезенцев.
* Есть в распоряжении BFM.ru