На коммунальные долги распространяется общее правило о 3-летнем сроке исковой давности: после его истечения организации откажут во взыскании задолженности, даже если она действительно имеется — ответчику достаточно заявить в заседании о пропуске истцом срока на обращение в суд (ст. 196, 200 ГК РФ с учетом п. 41 Постановления Пленума ВС РФ № 22 от 27.06.2017).
Но проблема в том, что коммунальные организации не спешат подавать иск в суд, если срок давности для взыскания истек.
Они могут применить более эффективные меры, дабы принудить гражданина все оплатить — отключить его жилье от подачи коммунального ресурса. Если же гражданин сам обращается в суд, требуя обязать организацию списать с его лицевого счета устаревший долг, не взысканный вовремя, ему, как правило, отказывают.
Большинство судов придерживается мнения, что истечение срока исковой давности не влечет прекращение самого обязательства по оплате потребленного коммунального ресурса — значит, организацию нельзя обязать простить этот долг и списать его.
Но недавно Верховный суд РФ представил иной взгляд на эту ситуацию (определение ВС РФ № 69-КГ24-8-К7). До высшей инстанции дошел спор между гражданином и электроснабжающей организацией.
Последняя в 2018 году доначислила гражданину долг по оплате электричества, потребленного им с 2015 года, в сумме 85 915 рублей — после того, как тот передал показания счетчика спустя длительный перерыв (с 2015 года).
Все эти годы ему начисляли плату по нормативу потребления, не проверяя счетчик. Когда же гражданин передал показания в 2018 году, энергокомпания выставила ему счет, рассчитав сумму неоплаченной разницы между нормативом и фактически потребленной электроэнергией по данным прибора учета.
Гражданин не стал платить, а компания — обращаться в суд за взысканием долга. Спустя год ему направили уведомление о том, что его задолженность превысила сумму за два расчетных периода (что дает право приостановить подачу электроэнергии).
В ответ гражданин направил несколько претензий, требуя списать старую задолженность, но ему лишь предложили ее оплатить. Тогда он сам обратился в суд, требуя обязать коммунальную организацию произвести перерасчет по его лицевому счету, исключив сумму задолженности и начисленные на нее пени.
В трех инстанциях суды поддержали коммунальную организацию, отклонив иск гражданина. А вот Верховный суд РФ на этот раз высказался в совершенно новом ключе. Он отменил все предыдущие решения и направил дело на пересмотр, пояснив следующее:
- во-первых, обращение с иском было для гражданина единственной возможностью защититься от оплаты задолженности, которую ответчик вовремя не выявил, и она не подлежала взысканию в судебном порядке в связи с истечением срока исковой давности.
Организация с 2018 года принуждала потребителя произвести оплату, не реализуя своё право на обращение в суд с иском, при рассмотрении которого потребитель мог заявить о применении срока исковой давности для взыскания задолженности за электроэнергию, поставленную с 2015 года;
- во-вторых, организация ссылалась в суде на то, что срок исковой давности не пропущен: гражданин оплачивал электричество без указания назначения платежа — значит, эти средства учитывались в счет ранее возникшей задолженности. Но при этом организация не доказала, что в тот момент уведомляла гражданина о наличии у него задолженности.
Поэтому нельзя признать такой учет законным (инструкция о том, как добиться перерасчета в такой ситуации, когда текущими платежами погашаются старые коммунальные долги, доступна подписчикам моего канала на платформе Boosty).
Как видно, новое решение Верховного суда РФ дает шанс многим гражданам добиться, наконец, списания своих старых коммунальных долгов. Постараюсь держать вас в курсе того, как будет дальше развиваться эта практика.