В Госдуме рекомендовали к марту 2025 года разработать предложения по реализации долгосрочной тарифной политики — установлению тарифов на коммунальные ресурсы (водоснабжение, водоотведение, электричество, газ, отопление, вывоз мусора) не менее чем на пять лет, с учетом их ежегодной индексации. Такой пункт содержится в проекте плана рекомендаций по ключевым проблемам ЖКХ, подготовленном рабочей группой по совершенствованию законодательного регулирования Госдумы. С копией документа ознакомился Forbes, его подлинность подтвердил источник, близкий к обсуждениям. Проект федерального закона, согласно рекомендациям, должен быть подготовлен к 1 марта, ответственными ведомствами указаны Федеральная антимонопольная служба (ФАС), Минстрой, Минэнерго, Минэкономразвития и комитет Думы по защите конкурентной политики.
В ФАС сообщили, что служба уже разработала проект федерального закона «Об основах государственного регулирования цен (тарифов)», который предусматривает в том числе закрепление применения долгосрочных тарифов. Законопроект согласован со всеми заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, сейчас ФАС «ожидает принятия поручения о внесении законопроекта в правительство России», добавили там.
Кроме того, в числе рекомендаций рабочей группы — установление экономически обоснованного размера платы за жилищные услуги (содержание дома, обслуживание лифтов, текущий ремонт и т.д.), также не менее чем на пять лет. Соответствующий законопроект уже до конца 2024-го должны разработать ФАС, Минстрой, Минэкономразвития и думский комитет по строительству и ЖКХ. Сегодня эти цены не контролируются, управляющие компании (УК) могут устанавливать их сами по согласованию с жителями.
Тарифы же на коммунальные ресурсы для населения регулируются государством. Правительство устанавливает планку для каждого региона, обычно на уровне инфляции, выше которой тарифы местные власти повышать не должны. Контролирует выполнение этих условий ФАС. Индексация платы за ЖКХ для граждан производится ежегодно с 1 июля (но в зависимости от экономической ситуации бывают исключения — например, в 2022 году тарифы ЖКХ повышали дважды). Сейчас уровень ставок планируется на три-пять лет, но все равно каждый год заново корректируется по нескольким параметрам.
Это негативно сказывается на работе ресурсоснабжающих организаций, мешает прийти к запланированному результату инвестиционной политики, объясняет представитель Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения (РАВВ). Нужно один раз в пять лет устанавливать долгосрочный период регулирования, учитывающий ежегодную индексацию тарифов, и проводить корректировку цен только в конце этого срока, считают в ассоциации. Сегодня такой подход уже применяется в некоторых регионах, например в Москве.
«Из-за того, что в текущей ситуации, по сути, невозможно долгосрочное планирование, инвесторы неохотно идут в сферу ЖКХ», — говорит зампредседателя комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева. До 2030 года на модернизацию инфраструктуры ЖКХ потребуется порядка 4,5 трлн рублей, сообщал Владимир Путин в послании Федеральному собранию в 2024 году. В то же время, по словам Разворотневой, в бюджете на эти цели заложено не более 900 млрд рублей, то есть остальные средства должен вложить бизнес.
Проблема поднимается не первый раз, ФАС уже разрабатывала законопроект о долгосрочном тарифном планировании в 2022 году, однако он получил отрицательное заключение от Минэкономразвития. Проект должен был стать в том числе «комплексным и ключевым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере госрегулирования тарифов, содержащим нормы различных отраслей законодательства РФ», говорится в заключении. Однако документ не учитывал «ряд ключевых аспектов, связанных с тарифным регулированием», создавал дублирование некоторых норм и правовую неопределенность, указывалось в документе.
Внедрение долгосрочных тарифов позволит регионам по согласованию с ФАС устанавливать предельные индексы на тарифы на несколько лет вперед, говорит член комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Александр Якубовский. Это поможет привлечь больше инвестиций в отрасль ЖКХ — инвесторы смогут просчитать экономическую привлекательность своего участия в том или ином проекте, надеется он. Как правило, в сфере ЖКХ вложения окупаются довольно долго, и в текущих условиях заинтересовать бизнес практически невозможно, посетовал депутат.
С другой стороны, как отметил председатель комитета «Опоры России» по строительству Марк Геллер, с учетом текущей экономической ситуации, при высокой волатильности и большой степени непредсказуемости устанавливать долгосрочную стоимость весьма сложно. У бизнеса, наоборот, могут появиться дополнительные риски, полагает он.
В РАВВ подчеркивают, что в любом случае «долгосрочные тарифы на коммуналку помогут регулируемым организациям четче организовать свой производственный процесс вследствие предсказуемости запланированных денежных потоков и отсутствия ежегодных корректировок». Установка же правил для расчета платы за жилищные услуги поможет закрыть «одну из последних лазеек, которыми пользуются недобросовестные УК, собирая необоснованные средства с граждан», добавил Якубовский. Кроме того, сегодня не установлены критерии формирования и учета расходов на содержание внутридомового инженерного оборудования, что зачастую приводит к его преждевременному износу, сказал первый зампред комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Владимир Кошелев. По закону УК имеют право менять стоимость содержания только по согласованию с собственниками квартир. Нередко жители не соглашаются на повышение платы, денег не хватает — и дом ветшает. В том числе поэтому нужен регулируемый механизм установки такой платы, добавил он.
В Минэкономразвития отказались от комментариев. Forbes также направил запросы в Минэнерго, Минстрой и комитет Госдумы по защите конкурентной политики.