Сумма, указанная в очередной квитанции на оплату коммунальных услуг, редко когда радует ее получателя. Поэтому ничуть не снижается количество судебных споров на предмет законности начисления платы за ЖКУ.
И в рамках этой практики появляется все больше случаев, когда гражданам удается не только подтвердить необоснованное выставление счета, но и взыскать с коммунальной организации дополнительную денежную компенсацию в свою пользу. Поясню на примере решения суда, вынесенного буквально на днях.
Жительница квартиры, получив сентябрьскую квитанцию, увидела, что управляющая компания доначислила ей плату за содержание общего имущества дома за два предыдущих месяца (июль — август).
При этом женщине точно было известно, что договор управления с этой компанией вступил в силу только с 1 сентября (до этого домом управляла другая компания). Поэтому никаких оснований требовать с жильцов плату за прошлое время у новой управляющей компании не было.
Однако компания отказалась сделать перерасчет — и спор перешел в суд: гражданка потребовала признать начисления незаконными и взыскать компенсацию морального вреда.
Там применили нормы ЖК РФ, согласно которым размер платы за содержание общего имущества дома определяется общим собранием собственников на срок, как минимум, 1 год, с учетом предложений выбранной ими управляющей организации (ст.ст. 156, 161).
В связи с чем суд признал, что новая управляющая компания действительно не имела права выставлять счета за то время, когда с ней еще не был заключен договор управления. Однако с компенсацией морального вреда суд поначалу не согласился и отклонил иск в этой части. Но в апелляции дело пересмотрели.
Там признали, что на отношения между управляющей компанией и жильцами дома распространяется Закон о защите прав потребителей (от 07.02.1992 № 2300-1). А он предусматривает обязанность исполнителя услуг предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о своих услугах.
В платежном документе для оплаты ЖКУ должны быть указаны в т.ч. сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем (п. 32 Постановления Пленума ВС РФ от 27.06.2017 № 22).
Поэтому в данном случае управляющая компания нарушила право потребителя на получение достоверной информации о размере своей задолженности, необоснованно включив в квитанцию начисления за прошлые месяцы. Следовательно, истец имеет право получить компенсацию морального вреда, предусмотренную Законом о защите прав потребителей на случай такого нарушения.
В итоге суд взыскал с управляющей компании 5 000 рублей за моральный вред и 2 500 рублей — штраф за отказ добровольно исполнить требования потребителя. В остальной части решение оставили без изменения (определение Волгоградского облсуда №33-449/2024).
Таким образом, за незаконное выставление счета за ЖКУ потребителю не только должны сделать перерасчет, но и компенсировать моральный вред.